4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
В педагогической теории и практике индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. В педагогическом процессе эта проблема решается через организацию личностно ориентированного образования школьников.
Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этом должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения образования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития личности, что предполагает диверсификацию (разнообразие) целей, содержания и программ учебной деятельности учащихся путем внедрения в учебный процесс вариативных учебных планов и разноуровневых программ.
Вариативность образовательной среды при этом обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и программами их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ролей, многообразием применяемых технологий, а также разработкой и реализацией каждым учеником собственной «Я-концепции» творческого саморазвития. При этом под «Я-концепцией» творческого саморазвития понимается стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компонентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности (В.И. Андреев). Помощь учителя при этом может заключаться в следующем:
– углубление представлений учащихся об особенностях их мышления, потребностях, мотивах, способностях;
– содействие учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и стремлений;
– побуждение учащихся заниматься самообразованием, саморазвитием;
– помощь в построении каждым учеником собственной карты «Я-концепции» творческого саморазвития (примерное содержание карты представлено в таблице 28).
Таблица 28
Вопросы для размышления
| «Я-концепция» | |||
Я в прошлом | Я сегодня | Я в будущем | Степень и характер саморазвития | |
1. Мои приоритетные цели 2. Мои типичные проблемы и трудности 3. Способы преодоления трудностей, которые я использовал 4. Способы преодоления трудностей, которым я хотел бы научиться 5. Мои успехи и творческие достижения 6. Уровень моих творческих способностей 7. Мои планы на будущее в области саморазвития 8. Программа моих ближайших действий в области самообразования 9. Программа моих перспективных действий в области самообразования |
|
|
|
|
С целью реализации намеченной программы учащиеся могут получать общее среднее образование, изучая интересующие их предметы на базовом (общеобразовательный минимум), повышенном (базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания) или углубленном (повышенный уровень изучения учебного предмета с усложнением его содержания и увеличением объема) уровнях. Старшеклассники могут обучаться в общеобразовательной школе, получая интересующие их знания через систему факультативных занятий, а также в профильных классах в условиях гимназий и лицеев.
Таким образом, личностно ориентированное образование содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности»»? Какова структура ИСПД ?
2. Дайте определение индивидуальному стилю учебной деятельности.
3. Охарактеризуйте возможные стили педагогической и учебной деятельности.
4. Раскройте понятия «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «Я-концепция» творческого саморазвития».
5. Какие функции выполняют стили деятельности педагога и учащихся?
6. Назовите нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учеников.
7. Обоснуйте возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.
Глоссарий
-
Индивидуальный стиль педагогической деятельности – единство объективных требований к деятельности педагога и его индивидуальных свойств различных уровней; важная предпосылка становления педагогического мастерства учителя и удовлетворенности его профессией
-
Индивидуальный стиль учебной деятельности – индивидуально освоенные учеником способы выполнения учебной деятельности, содействующие максимальному саморазвитию и самореализации его личности
-
Индивидуальное портфолио учителя – одно из средств профессионального саморазвития педагога, представляющее собой систематизацию опыта и знаний, накапливаемых учителем путем сбора профессионально значимой информации и материалов, отражающих результаты его деятельности
-
Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей
-
«Я-концепция» творческого саморазвития – стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компонентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности.
Материал для «вставок на полях или по тексту»
Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд (В.А. Сухомлинский).
Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя (А. Дистервег).
Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект (М. Монтессори).
Цель воспитания – помочь каждому ученику обрести свое «Я», свою творческую индивидуальность, чтобы стать личностью (В.И. Андреев).
Цель существования – не обладание (материальное накопление), а живое Бытие, понимаемое как самореализация личности (Э. Фромм)
Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех (Стендаль).
Из мира мудрых мыслей
Не учи рыбу плавать (рус.).
Стремиться – значит жить (нем.).
К чему охота, к тому и смысл (рус.).
Мудрость – наименьшая ноша в пути (дат.).
Сколько голов – столько и умов (рус.).
- Предисловие
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- Тема 1.1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь
- 1. Образование как общечеловеческая ценность, процесс, система и результат
- 2. Значение образовательных парадигм в социально-культурном развитии общества
- Образовательная парадигма
- Универсальная (инновационная, личностно ориентированная, способностная) модель образования
- И общества
- 3 Основные законы и институты системы образования Республики Беларусь
- 4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования
- 5. Непрерывное образование и самообразование как средство развития личности
- Система непрерывного образования в рб (модель)
- Основное образование
- Дополнительное (общее или профессиональное) образование
- Общее образование
- Дошкольное образование
- Дополнительное
- Образование
- Детей и
- Молодежи
- Начальное образование
- Базовое образование
- Среднее образование
- Тема 1.2 Педагогическая профессия. Профессиональные качества педагога
- 1. Возникновение и становление педагогической профессии
- 2. Сущность профессии педагога, ее особенности
- 3. Социальные и профессиональные функции учителя
- 4. Профессионально обусловленные требования к личности педагога
- Тема 1.3 Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции
- 1. Сущность и структура педагогической деятельности
- 2. Преподавание и воспитательная работа как основные виды педагогической деятельности
- 3. Профессиональная компетентность педагога
- 4. Педагогический профессионализм, этапы его становления
- Тема 1.4. Ребенок как самоценность и его позиция в образовательном процессе. Права ребенка
- Детство как предмет научного исследования. Этика отношения к детству в ее историческом развитии
- 2. Охрана и защита детства. Международные акты в защиту детей
- 3. Права ребенка как ценность. Законодательство Беларуси в области прав ребенка
- 4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе
- Тема 1.5 Педагогика в системе наук о человеке
- 1. Социально-экономические предпосылки развития педагогической теории и этапы ее становления
- 2. Педагогика как наука и учебный предмет
- 3. Основные категории педагогики
- 4. Взаимосвязь педагогики с другими науками
- 5. Система педагогических научных дисциплин
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тема 1.6 Методология и методы педагогических исследований
- 1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях
- 4. Методы педагогического исследования
- 5. Педагогический эксперимент, его виды и этапы.
- Тема 1.7. Аксиологические основы педагогики
- 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
- 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя
- 3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей
- 4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
- Тема 1.8 Личность ученика как субъекта образования и развития
- Развитие личности как педагогическая проблема
- Факторы развития личности
- Возрастные особенности учащихся и педагогический процесс
- Учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей учащихся
- 5 Активность личности в собственном развитии. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности
- Тема 1.9 Образование как целостный педагогический процесс
- 1. Понятие о целостном педагогическом процессе
- Структура и основные характеристики педагогического процесса
- Содержание
- Двусторонность
- Педагогическое взаимодействие как сущностная характеристика педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса.
- I группа закономерностей:
- II группа закономерностей:
- Принципы педагогического процесса и правила их реализации
- Тема 1.10 Проблема целеполагания в педагогике
- 1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
- Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
- Цели образования в современной школе
- 4. Целеполагание как вид деятельности педагога
- Тема 1.11 Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития
- 1. Понятие о содержании образования
- 2. Структура содержания образования
- 3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования
- 4. Тенденции совершенствования содержания общего среднего образования в Республике Беларусь
- 5. Документы, определяющие содержание образования
- Тема 1.12 Процесс обучения. Структура, закономерности и принципы обучения
- 1. Предмет и задачи дидактики
- 2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся
- Закономерности и принципы обучения
- Деятельность учителя в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- 5. Деятельность учащихся в процессе обучения
- Мотивы учебной деятельности
- 5. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- 6. Виды обучения, их характеристика
- Тема 1.13 Методы обучения и их классификация
- Понятие о методах и приемах обучения
- 2. Классификация методов обучения
- 3. Методы организации учебно-познавательной деятельности
- 4. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
- 5. Педагогический контроль. Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения
- Критерии выбора методов обучения
- Тема 1.14 Формы обучения. Урок – основная форма учебного процесса в школе
- 1. Понятие об общих и конкретных формах обучения
- 2. Развитие систем индивидуального, группового и коллективного обучения в истории образования
- 3. Урок как основная форма учебно-воспитательного процесса. Типология и структура уроков
- 4. Другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся
- 5. Требования к современному уроку и пути повышения его эффективности
- Тема 1.15. Современные средства обучения. Рациональная организация учебной деятельности учащихся
- 1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика
- 2. Требования к учебникам и учебным пособиям
- 3. Технические средства обучения. Компьютеризированное обучение: аппаратные и программные средства
- Компьютерная система обучения
- Характеристика учебной деятельности учащихся. Сущность рациональной организации учебной деятельности школьников
- 5. Методы самоорганизации учебной деятельности учащихся
- Тема 1.16 Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. Специфика обучения одаренных и неуспевающих учащихся
- 1. Сущность и взаимосвязь понятий «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Виды дифференциации
- 2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика
- 3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей
- 4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения
- Тема 1.17 Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания
- 1. Воспитание в структуре целостного педагогического процесса
- 2. Психологические и аксиологические основы воспитания
- 3. Воспитательная работа как вид педагогической деятельности
- 4. Воспитывающая деятельность: требования к её организации
- 5. Взаимосвязь и взаимообусловленность воспитания и самовоспитания
- 6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания
- Тема 1.18. Методы, средства, формы воспитания и самовоспитания
- 1. Понятие о методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания
- 2. Методы формирования сознания личности
- 3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся
- 4. Методы стимулирования деятельности и отношений личности
- 5. Методы контроля и самоконтроля в воспитании
- 6. Общая характеристика форм воспитательной работы
- Тема 1.19. Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической и гражданской культуры личности
- Сущность мировоззрения. Педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся
- 2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания
- 3. Воспитание эстетической культуры личности школьников
- 4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся
- Тема 1.20. Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности
- Понятие об экономическом воспитании. Экономическая позиция учащихся, основные показатели ее сформированности
- 2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности
- 3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению
- 4. Развитие профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся в учебно-воспитательной работе
- 1. Планирование 2. Инструктаж участников и четкое организационное начало 4. Контроль за ходом трудовой деятельности 3. Обеспечение орудиями труда
- 6. Оценка результатов индивидуальной или групповой трудовой деятельности
- Тема 1.21. Формирование экологической культуры и здорового образа жизни
- Экологическая культура личности: сущность и структура
- 2. Технологии и возрастные особенности воспитания экологической
- Проектно-исследовательские:
- Просветительские:
- Эколого-краеведческие:
- 3. Здоровый образ жизни как условие успешности разностороннего развития личности
- 4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся
- Тема 1.22. Воспитание учащихся в коллективе, семье, социуме
- Понятие воспитательного коллектива. Структура, этапы
- 2. Педагогическое руководство формированием коллектива
- 3. Семья как воспитательная среда ребенка
- 4. Типы и виды семей, особенности их влияния на ребенка. Ошибки семейного воспитания
- 5. Взаимодействие семьи и школы в воспитании ребенка
- 6. Роль и значение менталитета, ценностей общества, средств массовой информации в воспитании подрастающего поколения
- Тема 1.23. Ученическое самоуправление в школе. Деятельность организаций и объединений учащихся
- 1. Ученическое самоуправление: сущность и формы
- 2. Условия и пути развития школьного самоуправления
- 3. Детское движение и детские объединения как фактор развития и социализации личности
- 4. Педагогические основы взаимодействия с неформальными объединениями детей и молодежи
- Тема 1.24. Педагогическое общение. Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
- 1. Понятие о педагогическом общении. Закономерности педагогического общения
- 2. Культура педагогического общения
- Стили педагогического общения и педагогического руководства
- 4. Конфликты в педагогическом общении, пути их преодоления
- 5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
- Тема 1.25. Индивидуальный стиль деятельности педагога и учащихся
- Сущность и структура индивидуального стиля педагогической деятельности и учебной деятельности учащихся
- 2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности
- 3. Функции стилей педагогической и учебной деятельности. Нормативные требования к полистилистическому образовательному пространству
- 4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности
- Тема 1.26 Принятие управленческих решений на основе педагогической диагностики
- 1. Сущность и структура педагогического менеджмента
- 2. Стили педагогического менеджмента. Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество
- 3. Сущность и функции педагогической диагностики. Педагогические измерения
- 4. Особенности принятия управленческих решений на основе педагогической диагностики
- Тема 1.27. Направленность развития инновационной деятельности в образовании
- Сущность и структура идеальной педагогической инновации. Реальные формы инновирования образования
- 2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип
- 3. Виды педагогических инноваций. Прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ образования
- 4. Акмеограмма педагога-инноватора