logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Акмеограмма педагога-инноватора

Центральной фигурой инновационно-педагогической деятельности является педагог-инноватор, который может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Педагог-инноватор – это учитель, стремящийся к максимальной творческой самореализации, усматривающий противоречия в функционировании, развитии системы образования и создающий на этой основе свои оригинальные способы или даже системы обучения, воспитания, контроля и др. (В.И. Андреев)

Инновационная деятельность немыслима без развития педагогом своего профессионального мастерства, достижения пика своей профессионально-творческой зрелости. Все это является предметом исследования такой научной отрасли, как акмеология. Проблемы акмеологии как науки были сформулированы Б.Г. Ананьевым и развиты А.А. Бодалевым и другими. В России проблемы акмеологии исследует научная школа Н.В. Кузьминой. В Беларуси проблемами акмеологии занимаются Я.Л. Коломинский?, Н.В. Кухарев и др. Важнейшая задача акмеологии – разработка методического инструментария, способствующего созданию условий для максимального развития людьми в процессе профессиональной деятельности своих социально значимых и творческих качеств.

Представление о совокупности качеств, необходимых педагогу-инноватору, можно получить на основе акмеограммы комплекса характеристик уровня знаний, умений, личностных качеств специалиста, обусловливающих достижение им высшего уровня профессионального мастерства. Рассмотрим акмеограмму педагога-инноватора (см. таблицу 32).

Схема 32

Акмеограмма педагога-инноватора

Объективные характеристики

Субъективные характеристики

Позиции

Знания

Умения

Индивидуальные

Профессиональные

Акмеологические

▫ проблематизатор

▫ исследователь

▫ аксиолог

▫ методолог

- проектировщик

▫ конструктор

▫ программист

▫ управленец

▫ экспериментатор

▫ писатель

▫ научные факты

▫ научные понятия

▫ эмпирические законы

▫ гипотезы и идеи

▫ научные принципы

▫ научные теории и концепции

▫ методы исследовательской деятельности

▫ действовать в условиях неопределенности

▫ находить нестандартные решения проблем

▫ создавать личные концепции обучения и воспитания

▫ внедрять новшества

▫ настойчив

▫ импульсивен

▫ самостоятелен

▫ независим

▫ активен

▫ доминантен

▫ радикален

▫ экспансивен

▫ уверен в себе

▫ чувство лично го достоинства

▫ бескомпромиссность

▫ интеллигентность

▫ способность к саморазвитию

▫ точен

▫ объективен

▫ способен к самореализации

▫ сосредоточен

▫ динамичен

▫ инициативен

▫ способен к теоретическому мышлению

▫ высокая приспособляемость к реальной обстановке

▫ аналитичен

▫ высокая внутренняя мобильность

▫ критичен

▫ адаптивен

▫ оригинальность в замыслах

▫ спонтанность в действиях

▫ способность к выработке идей и концепций

▫ склонен к экспериментированию

▫ творческая рефлексия

Перечисленные характеристики педагога-инноватора являются своеобразными показателями эффективности его профессиональной деятельности.

Также существуют различные классификации педагогов-инноваторов. По характеру инновационной деятельности выделяют создателей и реализаторов. Первые являются авторами новшеств. Вторые организуют процесс его освоения. По выполняемым функциям выделяются следующие типы инноваторов:

В инновационном процессе также важна позиция руководителя учреждения, в котором реализуется новшество. По отношению к инновационному процессу выделяют пять типов руководителей: консервативный, декларативный, колеблющийся, прогрессивный, одержимый. Оптимальным является прогрессивный тип, который характеризуется постоянным поиском и поддержкой новых идей, глубоко продумывает и анализирует инициативные предложения, тщательно рассчитывает варианты, предвидит возможные результаты.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое «нововведение»? Какова структура идеальной педагогической инновации?

2. Охарактеризуйте реальные формы инновирования образования.

3. Раскройте сущность понятий «инновационный процесс», «инновационная деятельность», «педагог-инноватор», «акмеограмма».

3. Что представляет собой среда нововведения?

4.  Охарактеризуйте инновационную деятельность как тип, ее структуру и этапы.

5.  Осуществите классификацию типов и видов педагогических инноваций.

6. Приведите примеры инноваций, отражающих прогрессивные изменения ценностной, содержательной, процессуальной и средовой основ общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе.

7. Назовите объективные и субъективные характеристики, представленные в акмеограмме педагога-инноватора.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Лишь тот, кто, храня тепло древности, открывает новое, способен быть учителем (Конфуций).

Знание того, какими вещи должны быть, характеризует человека умного; знание того, каковы вещи на самом деле, характеризует человека опытного; знание того, как их изменить к лучшему, характеризует человека гениального (Д. Дидро).

Устремите ум на радость творчества (Н.К. Рерих)

Практика, факт – дело единичное, и если в воспитании признать деятельность одной практики, то даже и такая передача советов невозможна. Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт (К.Д Ушинский).

Передовой опыт несет и некоторые непреходящие элементы, которые пополняют сокровищницу педагогической науки и практики (Ю.К. Бабанский)

В основе новаторства лежит практическая идея, найденная на основе эмпирических знаний, путем метода «проб и ошибок» или на уровне здравого смысла (И.И. Цыркун)

Народная мудрость

Колькі розуму, столькі работы (бел.).

З вялікага грому – малы дождж (бел.).

Семь раз примерь – один раз отрежь (рус.).

Под лежачий камень и вода не течет (рус.).

Не зная броду, не суйся в воду (рус.).

Не всякое изменение к лучшему (нем.).