logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

3. Сущность профессионального самоопределения учащихся. Системный подход к профессиональному самоопределению

Необходимой составляющей учебно-воспитательной работы школы является профессиональная ориентация учащихся. Основная цель профессиональной ориентации подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами; помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда. Профессиональная ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении в соответствии с их способностями и с учетом рынка профессий (А.Д. Симоненко, К.К. Платонов и др.). Как следует из определения, педагоги школы осуществляют профессиональную ориентацию учащейся молодежи наряду с другими специалистами. Профориентацию учащихся наряду со школой проводят внешкольные образовательные учреждения, учебно-профессиональные комбинаты, предприятия, центры занятости и профориентации.

Исследователи рассматривают профессиональное самоопределение в двух значениях. С одной стороны, это деятельность самого выбирающего профессию (оптанта), направленная на профессиональное самопознание, поиск путей профессионального развития и совершенствования (М.С. Ковалевич); процесс формирования личностью своих отношений к профессионально-трудовой среде и способ самореализации в ней (С.Н. Чистякова); процесс самостоятельного выбора профессии, осуществляемый личностью на основе анализа своих данных и соответствия их требованиям профессии (А.М. Кухарчук).

С другой стороны, это педагогическое руководство развитием учащихся как субъектами трудовой и будущей профессиональной деятельности. В этом значении профессиональное самоопределение составляет систему совместных мероприятий школы, родителей, внешкольных учреждений, производственных коллективов и общественности по оказанию помощи учащимся в выборе сферы труда и профессии в соответствии с призванием личности и потребностями общества в квалифированных кадрах (Н.К. Степаненков).

Большинство педагогов полагают, что процесс профессионального самоопределения не завершается выбором профессии и профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути. В этом аспекте профессиональное самоопределениеэто процесс становления личности как субъекта трудовой и профессиональной деятельности, важнейшим этапом которого является выбор профессии (по М.С. Ковалевич).

Профессиональное самоопределение учащихся происходит под воздействием внутренних (психических) и внешних факторов (см. схему 62).

Схема 62

Современные социально-экономические условия (научно технический процесс, переход к рыночной экономике) усложняют и обостряют проблему профессионального самоопределения. Появление рынка товаров и услуг сопровождается возникновением рынка рабочей силы. Конкуренцию на рынке труда выдерживают высококвалифированные работники. Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, интеграция и кооперирование отраслей производства, требуют работников с широким общим и политехническим образованием. В то же время специализация отдельных отраслей производства унифицирует функции работников, требуя от них высокой узкопрофессиональной подготовки.

Профессиональное самоопределение связано с риском получить специальность, которая в дальнейшем может оказаться невостребованной, поэтому выпускник школы должен быть готов к возможности неоднократной смены профессии или специальности. Особенностью современного профессионального самоопределения является и то, что профессиональная деятельность нередко теряет для старшеклассников личностную значимость, становится для них только средством достижения материального благополучия или успеха.

Содержание воспитательной работы по оказанию помощи учащимся в профессиональном самоопределении направлено на решение следующих задач:

Н.К. Степаненков указывает на необходимость системного подхода к профессиональному самоопределению (профессиональной ориентации) школьников. Он реализуется через последовательность этапов (см. таблицу 21).

Таблица 21

I этап

II этап

III этап

IV этап

Профессиональное просвещение

Профессиональное убеждение

Практическая подготовка к выбору и получению профессии

Дифференциация и корректирование профессиональной направленности учащихся

Воспитание готовности к выбору труда и профессии (установки на выбор профессий, востребованных обществом). Ознакомление с социально-экономическими и психологическими аспектами выбора профессии. Расширение знаний учащихся об отраслях народного хозяйства и профессиях. Пропаганда профессий средствами массовой информации, литературы, искусства

Обоснование необходимости разностороннего развития личности в ходе выбора профессии. Формирование мотивов этого выбора с учетом личных и общественных интересов. Создание условий для самовыражения и самоутверждения в выборе профессии. Помощь в принятии решения о выборе профессии или учебного заведения для реализации своих профессиональных намерений

Организация практических занятий в ходе изучения общеобразовательных предметов и трудового обучения. Организация трудовой деятельности учащихся (труд по самообслуживанию, общественно полезный, производительный труд для школы, микрорайона школы, в помощь предприятиям и другим субъектам хозяйствования, хозяйственно бытовой труд в домашних условиях и т.п.).

Учет типологических половозрастных и индивидуальных особенностей школьников в ходе профориентационной работы. Коррекция склонностей, способностей к избираемой профессии в рамках отрасли, специальности и т.п. Коррекция выбора профессии с учетом состояния здоровья. Дифференциация факторов профессионального самоопределения