logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

6. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) о направлениях и содержании воспитания

Содержание воспитания, которое основывается на учете потребностей, типологических возрастных особенностей детей и учащейся молодежи, на общечеловеческих ценностях и базовых компонентах культуры личности, представлено в концепциях и программах воспитания. Концепция воспитания совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

Программа воспитания - содержание воспитания (то есть деятельности педагога и учащихся по достижению поставленных целей и задач), сформулированное и распределённое в соответствии с возрастными периодами. В программах воспитания выстраивается постепенное освоение ребёнком ценностей культуры путём постановки ведущих задач (задач-доминант) для каждого возрастного периода (по Н.Е. Щурковой). Приведем примеры.

Воспитательная работа с детьми и молодежью является объектом пристального внимания государства. Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году утверждена «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». В ней раскрываются цели и задачи, содержание, формы, методы и средства воспитания в современных условиях. Концепция определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности и составляющие систему воспитания в нашей стране.

Этот документ устанавливает приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота. В Концепции также указывается, что содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Согласно Концепции в процессе воспитания необходимо учитывать следующее требования к его организации: обеспечение качества воспитания; соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания; системность и единство педагогических требований; реализация личностно ориентированного подхода; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности; преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личностим нормативном документе приводится характеристика основных составляющих волспитания:овий для развития творческих способностей воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

В содержании Концепции (главы II-VII) раскрывается сущность всех компонентов базовой культуры личности, а также условия, возрастная специфика, содержание воспитательной работы по их формированию. На основе Концепции разработана «Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 годы».

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «воспитание в широком педагогическом значении», «воспитание в узком педагогическом значении». Какие трактовки процесса воспитания существуют в истории педагогики?

2. Охарактеризуйте закономерности и принципы воспитания?

3. Докажите, что содержанием воспитания личности являются ее отношения к себе и окружающему миру.

4. Раскройте аксиологические основы воспитания.

5. Определите понятие «воспитательная работа». Сформулируйте принципы воспитательной работы как вида педагогической деятельности.

6. Каковы требования к организации воспитывающей деятельности?

7. Укажите основные направления педагогического руководства самовоспитанием школьников и раскройте содержание его этапов.

8. Дайте краткую характеристику содержания «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006).

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Никто не становится хорошим человеком случайно (Платон).

Знания, умения и отношения наполняют деятельность детей в процессе воспитания. Однако «отношению» принадлежит приоритет, в то время как «знание» и «умение» выполняют роль средства для формирования, проявления и развития отношений к миру (Н.Е. Щуркова).

Воспитание должно обеспечить свободное и радостное развитие… человека (И.Ф. Гербарт)

Человек не воспитывается по частям, он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается (А.С. Макаренко).

…«воспитывающей деятельностью» называют такую, которая насыщена проживанием отношений к ценностям жизни либо проживанием ценностных отношений (Н.Е. Щуркова)

В общественной деятельности ведущую роль играет коллективная практическая забота об улучшении своей и окружающей жизни. В процессе такой заботы идет незаметное воспитывающее воздействие на каждого участника (И.П. Иванов).

Народная мудрость

Милосердие начинается у себя дома (англ.).

Другого обманешь на день, себя на всю жизнь (фин.).

Если ты сделал добро – скрой; если тебе сделали добро – расскажи (араб.).

Следя за чужими манерами, исправляй свои (япон.).

Плохому учатся и без учителя (античный афоризм).

Не человека суди, а его привычки (фин.).

Будь слугой совести и хозяином воли (азербайдж.).