logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

6. Общая характеристика форм воспитательной работы

Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации Е.В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (см. схему 57).

Схема 57

По количеству участников формы воспитания подразделяются на: индивидуальные; групповые; массовые (см. схему 58)

Схема 58

Кроме того, различают (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) формы воспитательной работы:

а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и её организаторами выступают сами воспитанники;

е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых – общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников. Вместе с тем, использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определённая форма работы.

Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берётся содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?

2. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

3. Что понимают под средствами воспитания?

4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.

5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и отношений учащихся. Дайте их краткую характеристику.

7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?

8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)». Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.

9. Назовите формы воспитательной работы, которые традиционно проводятся в общеобразовательной школе. Дайте их краткую характеристику.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки (Л.Н. Толстой)

Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примерами (Сенека).

Внушаемость – ворота души: открытость Другому, способность верить (В. Леви).

Часто убеждение бывает действеннее, чем сила (Эзоп).

Повторение одних и тех же действий есть… необходимое условие установления привычки (К.Д. Ушинский).

Кто ждет наказания, несет его (М. Монтень).

Народная мудрость

Частое подражание становится собственным нравом (античный афоризм).

Порицание – подарок друзей (арабская пословица).

Примеры полезнее наставлений (античный афоризм).

«Не было, нет и не будет человека, достойного лишь одного осуждения или одной лишь хвалы» (древнеиндийский афоризм).

Излишняя похвала хуже брани (персидская пословица).

Кого любят, того и наказывают (античный афоризм).