logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

3. Особенности воспитания и обучения одаренных детей

Понятие «одаренность» является производным от понятия «способности». Кратко одаренность можно определить как высокий уровень развития и проявления способностей, общих или специальных. Соответственно говорят об общей или специальной одаренности (таланте). В современных теоретических концепциях одарённость рассматривается как сложное интегральное качество личности, включающее познавательную, эмоционально-потребностную и волевую сферы в их взаимосвязи. В структуре одарённости обычно выделяют: ненасыщаемую познавательную потребность, креативность, настойчивость (см. схему 51). Синтез этих свойств и приводит к высокому уровню развития и проявления тех или иных способностей.

Общая одаренностьвысокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Установлено, что общая (умственная) одарённость является фундаментом всех специальных способностей, но представляет собой независимый от них фактор.

Выделяют также «художественную одаренность» (музыкальную, изобразительную, сценическую и др.), общую интеллектуальную и академическую одаренность, творческую одаренность, психомоторную (спортивную) одаренность, социальную или лидерскую (организаторскую) одаренность, «практическую» одаренность и другие виды одаренности.

Схема 51

Реальные проявления детской одарённости индивидуально своеобразны. Вместе с тем, существуют качества, присущие большинству одарённых детей и отличающие их от сверстников, развивающихся в пределах нормы (см. таблицу 13).

Таблица 13

Особенности развития познавательной сферы одаренного ребенка

Особенности психосоциального

развития одаренного ребенка

1. Опережающее познавательное развитие:

  • отличная память;

  • большой словарный запас;

  • широта восприятия,

  • высокая концентрация внимания;

  • повышенные математические способности;

  • большое упорство в решении каких-либо задач;

  • увлечённость тем или иным занятием

2. Сверхчувствительность к проблемам

3. Стремление к постоянному углублению в проблему

4. Высокий уровень развития логического мышления

5. Склонность к задачам дивергентного типа

6. Оригинальность и гибкость мышления

7. Лёгкость генерирования идей (продуктивность мышления)

8. Способность к прогнозированию

Положительные

проявления

Отрицательные

проявления

1. Повышенное стремление реализовать свои личностные возможности (самоактуализация)

2. Перфекционизм

3 Самостоятельность, социальная автономность

4. Склонность к лидерству и соревновательности

5. Живое воображение, богатая фантазия

6. Изобретательность, творчество

7. Чувство юмора

8. Чуткость к проявлениям несправедливости

9. Чувствительность к невербальным сигналам окружающих

1. Повышенная возбудимость и чувствительность

2. Эмоциональный дисбаланс

3. Нетерпеливость

4. Преувеличенные страхи

5. Склонность к самообвинению

6. Предъявление завышенных требований к себе и окружающим

7. Негативное самовосприятие, заниженная самооценка

8. Недостаточная общительность со сверстниками, трудности в установлении социальных контактов

9. Неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств

10. Неприязнь к школе, протест против стандартных требований, если они кажутся ребенку бессмысленными или не отвечающими его интересам

Наибольшие трудности в образовании одарённого ребёнка вызывает диссинхрония его развития, понимаемая как неравномерность развития отдельных способностей и личностных свойств. Неравномерность развития проявляется, например, в несоответствии физического развития ребёнка его умственным, творческим возможностям.

В систему диагностических методик одаренности обычно включают стандартизированные тесты на интеллектуальное развитие и творческие возможности. Эти методики (применяются в основном специалистами) дают возможность получения белее или менее объективной оценки количественных показателей детской одаренности. Разрабатываются также методики диагностики детской одаренности для педагогов и родителей: опросники, схемы наблюдений, алгоритмы составления характеристик. Эти методики, как правило, направлены на выявление качественных сторон детской одаренности.

Основным методом изучения детской одаренности является наблюдение за ребенком в процессе его свободного взаимодействия с окружающей средой. Интенсивность деятельности ребенка в той или иной области, постоянство выбора им соответствующих занятий и материалов могут свидетельствовать о наличии у него одаренности в этой области.

Прогресс во всех сферах жизни общества невозможен без повышенного внимания к одаренным детям. В последнее время в Республике Беларусь это осознаётся на государственном уровне. Вместе с тем решение проблемы одаренных детей требует разработки для них специальных образовательных программ и соответствующих учебных, дидактических пособий. Очень важно подготовить и педагогов для работы с одаренными детьми.

В мировой образовательной практике предложены следующие пути образования одаренных детей: обучение этих детей в классах с более высоким уровнем и скоростью обучения; обучение их по индивидуальным программам.

Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе? Во-первых, необходимо зафиксировать проявление ребенком тех или иных способностей, его сильных сторон. Проявление способностей обнаруживается прежде всего наблюдением за тем, как ученик занимается той или иной деятельностью: с интересом, с проявлением положительных эмоций, с увлеченностью. Продолжая заниматься этой деятельностью, ученик развивает и соответствующие способности. Во- вторых, и ученику, и педагогам надо быть готовыми к возможным трудностям, периодам остановки или даже регресса в развитии способностей. Следует помочь ребенку в преодолении возможных препятствий, поддержать его уверенность в своих силах. Рост успехов не всегда заметен и требует кропотливой терпеливой работы.

Существует два типа одаренности: «школьная одаренность», проявляющаяся в больших способностях к обучению, в том числе к быстрому усвоению материала, и одаренность творческая. Творческие способности проявляются в собственной работе мысли, в собственной позиции, нередко отличающейся от общепринятой. Для учителя творческий ученик не всегда удобен на уроке, так как он не умеет приспосабливаться к общим требованиям, имеет свое мнение и интересы.

Важно, чтобы учитель был готов к работе с одаренными детьми, понимал их психофизические особенности и образовательные потребности.