logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся

Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Результатом такого воспитания, а также самоопределения учащихся в социальной сфере будет их гражданская культура.

Гражданская культура интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями белорусского народа и идеологией белорусского государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет ее гражданственность. Гражданственность может рассматриваться (по А. В. Беляеву) в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом, социально-педагогическом аспектах (см. схему 60).

Итак, гражданственность — качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина. Это качество выражается в знании гражданских прав и обязанностей, готовности трудиться на общую пользу, решимости и умении отстаивать общественные интересы, в выполнении гражданского долга, непримиримости к антигосударственным проявлениям, умении сочетать личные интересы с общественными (по Л.А. Козинец, Е.Ю. Крикало).

Схема 60

Социально-правовой аспект гражданственности

Морально-этический аспект гражданственности

Социально-психологический аспект гражданственности

Социально-педагогический аспект гражданственности

Педагогический аспект гражданственности

В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законах Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры нацелено на воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; на усвоение детьми и учащейся молодежью знаний и своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; на стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; на развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; на формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Содержание работы школы, педагогов по воспитанию национальной культуры школьников состоит в воспитании любви к родному краю, развитии чувства принадлежности к определенной нации, народу, национального самосознания; в укреплении связи между поколениями, формировании интереса к языку, истории и культуре Беларуси; в воспитании уважения и интереса к культуре, правам других народов, населяющих Беларусь и другие страны. Средствами для этого является деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, забота о культурных, исторических памятниках, природе своей страны, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т.п. Таким образом, воспитание национальной культуры нацелено на воспитание патриотизма как важнейшего качества личности, выражающегося в чувстве любви к своему Отечеству и готовности защищать его интересы.

Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:

Правовая культура личности - составная часть ее гражданской культуры, характеризующая степень усвоения личностью правовых знаний, овладения умениями их правильной реализации в разных сферах жизнедеятельности. Работа педагогов по ее воспитанию включает помощь учащимся в усвоении знаний о праве, об основах законодательства Республики Беларусь, доведение до сознания учащихся требований правовых норм, стремление к тому, чтобы эти требования (нормы) приобрели для них личностный смысл и стали руководством в повседневном поведении. Важной педагогической задачей также является обогащение опыта эмоционально-ценностных отношений школьников к правовым нормам, опыта решения жизненных проблемных ситуаций, формирование умений и навыков законопослушного поведения, готовности действовать юридически грамотно в различных жизненных ситуациях, профилактика противоправных действий.

Воспитание правовой культуры предполагает в качестве условий: совершенствование системы защиты интересов, прав и обязанностей учащихся, контроль за их соблюдением; организацию правового просвещения всех участников педагогического процесса; создание в учреждениях образования атмосферы взаимоуважения, взаимоответственности; взаимодействие учреждений образования, органов управления образованием, органов государственной, исполнительной и судебной власти, правоохранительных органов, общественных объединений и организаций в воспитании правовой культуры школьников.

Так, учащиеся начальной школы знакомятся с основными положениями Конституции Республики Беларусь, своими правами и обязанностями. Подростки учатся строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе усвоенных нравственных и правовых норм. У старшеклассников продолжает формироваться представление о себе как субъекте правовой культуры общества. Они учатся принимать самостоятельное решение (сознательно делать выбор) в различных жизненных ситуациях в соответствии с нравственными и правовыми нормами, самореализуясь при этом в той или иной общественно значимой деятельности. Постепенно происходит осознание прав человека как ценности.

Объектами ценностных отношений учащихся являются идеология и политика белорусского государства, основными идеями которых выступают: государственный суверенитет, национальный интерес, национальная безопасность, социальная справедливость, экономическое благосостояние. Политическая культура – составная часть гражданской культуры личности, характеризующая степень овладения политическими ценностями государства и общества, опытом социально значимой деятельности; уровень сформированности политической грамотности, выражающейся в наличии у школьников знаний истории, различных политических учений, политологии и умении ориентироваться в системе политических взглядов и отношений. Формирование политической культуры школьников осуществляется в процессе приобретения ими социального и политического опыта, опыта общественной деятельности, усвоения политических ценностей и идеалов белорусского государства и общества, особенностей государственного устройства Республики Беларусь, понимания сложности социально-политических процессов.

Воспитанию политической культуры способствуют следующие условия: ознакомление учащихся с основами политических знаний; изучение истории белорусского народа и народов других стран на уроках обществоведческого цикла или в ходе спецкурсов; формирование умений жить в поликультурном мире, противостоять политическому и религиозному экстремизму; проведение информационных часов, работа информационно-пропагандистких групп в учреждениях образования; включение школьников в социально значимую деятельность с учетом индивидуальных особенностей; педагогическая поддержка социальных инициатив учащихся.

Как и все другие направления воспитательной работы, воспитание политической культуры осуществляется с учетом возрастных возможностей учащихся (см. таблицу 20).

Таблица 20

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование «ростков» политических знаний, понимание значений слов Президент, Национальное собрание РБ, депутат, демократия, выборы; усвоение знаний о государственной символике РБ, истории детских общественных организаций, названий детских газет и журналов. Формирование умений рассказывать о прочитанном в газетах и журналах, кратко передавать смысл услышанного по радио или телевидению. Обучение основам дискуссии на общественные темы, используя при этом спонтанно возникающие ситуации диалога на волнующие учащихся темы. Формирование интереса к участию в детских общественных организациях, к общественно-политическим мероприятиям, проводимым в учреждении образования.

.

Проявление интереса к политике, к участию в общественно значимых мероприятиях. Накопление знаний о политических процессах в стране и мире, институтах государственной власти, формирование личностного отношения к явлениям политической жизни. Помощь педагогов в образовании и работе детских и юношеских объединений и организаций социальной инициативы. Организация диалогов на политические темы, разъяснение смысла политических терминов. Создание условий для правильного понимания учащимися демократии и социальной справедливости. Общее политическое просвещение, проводимое в традиционных формах. Индивидуальная работа с учащимися - участниками неформальных объединений так называемого демонстративного типа, а также деструктивных групп и организаций

Просвещение политико-правого характера, направленное на систематизацию политических знаний: закрепление знаний об устройстве государственной власти Республики Беларусь, ознакомление с названиями политических партий, отличиями их политических программ, процедурой выборов, правами избирателей. Проведение воспитательной работы в данном направлении через организационные формы, связанные с демократизацией работы выборных органов самоуправления, с воспитанием на материале историко-патриотического характера и т.д. Выработка умения противостоять чуждому идеологическому влиянию и воздействию деструктивных групп и организаций. Привлечение к деловым играм на политические темы, к конкурсам политических рефератов, заметок в газете, к дискуссиям по отдельным политическим темам и т.п.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «мировоззрение». Раскройте его внутреннюю структуру.

2. Какие функции выполняет мировоззрение в развитии личности?

3. Сформулируйте педагогические условия и охарактеризуйте возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

4. Раскройте сущность и структуру нравственной культуры личности.

5. Сформулируйте основные педагогические задачи в области воспитания нравственной культуры учащихся. Какова возрастная специфика этого направления воспитания?

6. Установите взаимосвязь между структурой эстетической культуры личности и содержанием воспитательной работы по формированию эстетической культуры.

7. Каковы пути, средства, возрастная специфика воспитания эстетической культуры учащихся?

8. Раскройте сущность и критерии сформированности гражданской культуры личности. Назовите условия воспитания у школьников гражданской культуры и патриотизма.

9. Каким образом учитываются возрастные особенности школьников в процессе воспитания их правовой и политической культуры? Приведите примеры.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Кто является добрым гражданином? – Тот, кто соблюдает решения отцов, права и закон (Гораций).

Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов (Ш. Монтескье)

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться (Б. Паскаль).

Ценность искусства – не красота, а нравственные поступки (С. Моэм).

Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе (В.А. Сухомлинский).

Педагогика есть искусство делать человека нравственным (Е.Н. Ильин).

Народная мудрость

Родная зямелька – як зморанаму пасцелька (бел.)

Тот герой, кто за Родину горой (рус.)

Видно сокола по полету, а доброго человека по поступкам (рус.)

Ничего не делая, люди учатся делать дурное (античный афоризм)

На вкус и цвет товарищей нет (рус.).

Искусство смягчает нравы (античный афоризм).

Честность – лучшая политика (англ.).