logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Основные направления работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся

Основными направлениями работы общеобразовательных учреждений по сохранению, укреплению здоровья учащихся и формированию здорового образа жизни являются учебно-воспитательная, диагностическая, профилактическая, коррекционная работа (см. схему 67).

Схема 67

Одно из традиционных направлений (средств) воспитательной работы школы по укреплению здоровья детей являются занятия физическими упражнениями. Под физическими упражнениями понимаются дви­гательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами фи­зического воспитания. К ним относятся гим­настика, игры, туризм, спорт.

Различают гимнастику основную, гигиеническую, спортивную, художественную, производственную, лечебную. В со­ответствии с учебной программой по физической культуре уча­щиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (по­строения и перестроения общеразвивающие упражнения без пред­метов и с предметами — мячами, палками, скакалками, флажка­ми; лазание и перелезание, равновесие, ходьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения).

В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. Удовлетворяя естественную тягу детей и подростков к двигательной деятельности, игры вызывают кол­лективные переживания, радость совместных уси­лий, содействуют укреплению дружбы. В началь­ных классах школы в основном проводятся подвижные игры, в средних и старших — спортивные.

Туризм — это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, при­родными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают фи­зическую закалку, выносливость, прикладные навыки ориенти­рования и передвижения в усложненной обстановке, опыт кол­лективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природ­ной среде. Школьные туристские отряды участвуют в походах, соревнованиях, слетах. Во время походов проводится воспитательная работа по охране природы.

В отличие от физической культуры спорт всегда связан с до­стижением максимальных результатов в отдельных видах физи­ческих упражнений. Для выявления спортивно-технических резуль­татов и определения победителей проводятся соревнования.

В совокупности средств формирования здорового образа жизни школьников особая роль принадле­жит естественным силам природы (солнце, воздух, вода), а также гигиенические факторам. В едином комплексе с физическими упражнениями они усиливают оздоровительное воздействие на учащихся. Солнечные лучи, воздух, вода должны быть по возможности неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности и действенным фактором специально организованных процедур солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливаний.

Воспитание валеологической культуры предполагает гигиени­ческое обеспечение физкультурных занятий, рациональный режим учебного труда, отдыха, питания, сна, строгое соблюдение ряда санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к строительству, реконструкции, благоустройству и содержанию школьных зданий, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка).

Школьникам, в свою очередь, необходимо выполнять некоторые нормы и правила, связанные с гигиеной быта и спортивных занятий. Сюда относятся уход за телом, горячее питание и полноценный сон, наличие спортивной обуви и одежды.

Нормативной основой жизни и деятельности учащихся является режим дня, который при­водит затраты учебного, внеучебного и свободного времени в соот­ветствие с гигиеническими нормами, определяет строгий распоря­док и целесообразное чередование труда и отдыха. Тщательно со­ставленный и систематически выполняемый режим дня помогает сохранить баланс между расходом и восстановлением затраченных сил, укрепляет здоровье, создает бодрое, жизнерадостное настрое­ние, воспитывает аккуратность, точность, организованность, дис­циплинированность, чувство времени, побуждает к самоконтролю.

Режим дня дифферен­цируется в зависимости от состояния здоровья, уровня работо­способности, конкретных условий жизни и индивидуальных осо­бенностей учащихся. Общими для всех учащихся должны быть такие ре­жимные моменты, как утренняя гимнастика, туалет, учебные заня­тия в школе, обед, послеобеденный отдых, приготовление домаш­них заданий, общественная работа, пребывание на свежем возду­хе, спорт, занятия по интересам, умеренное посещение зрелищ­ных мероприятий, ужин, вечерняя прогулка, подготовка ко сну.

Очевидно, что формирование здорового образа жизни, валеологической культуры учащихся не может осуще­ствляться без активной поддержки и помощи родителей.

Основными формами воспитания культуры здорового образа жизни в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. В системе внеклассной воспитательной работы школы осуществляются: санитарно-гигиеническое просвещение (лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки рисунков и плакатов, лекторские группы, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники), формирование соответствующих умений и навыков (здорового питания, закаливания, самооздоровления); внутришкольные проекты по тематике здоровьесбережения; организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, подвижных перемен для учащихся начальной школы; спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах спорта; использование естественных сил природы для укрепления здоровья учащихся.

В инновационной педагогической практике реализуются модели школ здоровья. Их цель – защита здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни. Осуществление этой цели реализуется, например, на так называемых уроках с повышенной воспитательной направленностью. Для таких уроков характерно: 1) применение методов лечебной педагогики: разъяснения, убеждения, психической саморегуляции, изотерапии, ландшафтотерапии, игровой терапии (подвижных игр на свежем воздухе, дидактических игр); 2) создание системы «психологических» пауз лечебно-профилактического характера в форме точечного массажа, упражнений по развитию мелкой моторики рук, упражнений по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, органов дыхания, зрения, опорно-двигательной системы; 3) создание ситуаций успеха; 4) использование нестандартных методов обучения с применением комплекса зрительных, слуховых и двигательных приёмов; 5) организация ситуаций сообщения детям валеологических знаний.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Докажите, что экологическое образование и воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы с детьми и учащейся молодежью. Каковы цель и задачи экологического воспитания в общеобразовательной школе?

2. Раскройте сущность понятия «экологическая культура личности». Охарактеризуйте ее структурные компоненты.

3. Назовите формы (технологии) формирования экологической культуры учащихся, которые применяются в педагогической практике.

4. Раскройте особенности экологического воспитания учащихся разного возраста.

5. Определите понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «валеологическая культура». Какие пути и условия формирования здорового образа жизни выявлены в педагогике?

6. Охарактеризуйте основные направления и средства работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похвалы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни (Н.И. Новиков).

…для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и умным (И.П. Павлов)

Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу. Через гармонию тела проявляется торжество духа. Умственная ясность имеет сугубо физическую основу (П.С. Брегг).

«Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души» (Платон).

Этика есть безграничная ответственность за все, что живет (А. Швейцер).

Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы (Д. Рёскин).

Здоров Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля (А. Шопенгауэр). того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый ни

Народная мудрость

Як дбаем, так і маем (бел.).

Хвароба лежню любіць (бел.).

Сеў на лекі – прападзешь на векі (бел.).

Лес па сякеры не плача (бел.).

Никогда так не думаешь о друзьях, как глядя на снег, луну или цветы (япон.).

Живи сообразно с природой (античный афоризм).