logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Инновационный процесс. Инновационная деятельность как тип

Нововведение как процесс обладает внутренней логикой. Оно раскрывается от идеи новшества до его использования потребителем с учетом специфики взаимодействия между участниками процесса, который и называется инновационным процессом. Инновационные процессы в системе образованияуправляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

Содержанием управляемого инновационного процесса являются сферы педагогического поиска, создания педагогического новшества, его реализации и рефлексии педагогического нововведения.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики – проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Поэтому результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе.

Инновационная педагогическая деятельность – это деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, внедрение проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О.И. Тавгень, А.И. Добриневская). Понятие «инновационная деятельность» включает научно-исследовательскую, проектную, образовательную деятельность (по В.И. Слободчикову). Собственно инновационная деятельность направлена на то, чтобы открытие превратить в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации. В структуре инновационной деятельности В.И. Слободчиков выделяет экспериментальную педагогическую деятельность; внедренческую педагогическую деятельность; новационную (новаторскую) педагогическую деятельность.

Инновационная деятельность как тип приводит к идеальному нововведению поэтому она также является деятельностью идеальной, канонической, инновационной. Инновационная деятельность как тип является проблемно-ориентированной деятельностью, особой формой активности инноватора, направленной на решение проблем, связанных с преобразованием нормативно одобренных предписаний, приводящим к повышению качества и эффективности различных сфер школы. Выделены носители и формы инновационно-педагогической деятельности (см. таблицу 29).

Таблица 29

Носители инновационно-педагогической деятельности

Формы инновационно-педагогической

деятельности

Ученые, учителя

Непосредственная

Школа, гимназия, вуз и др.

Организованная

Министерства, НИИ, объединения

Институционализированная


С научной точки зрения понятие «инновационная деятельность» имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

1) инноватор (профессиональные и личностные качества);

2) среда нововведения (условия осуществления инновационной деятельности);

3) нормативная база (основа инновационной деятельности);

4) средства и способы (с их помощью исходный объект превращается в педагогическое новшество);

5) сферы (педагогический поиск, создание новшества, реализация новшества и рефлексия нововведения);

6) педагогическое новшество (продукт, создаваемый инноватором);

7) педагогическое произведение (рефлексированный процесс и продукт инновационной педагогической деятельности, оформленные литературно). 

В качестве инноваторов могут выступать различные субъекты: ученые, учителя, организации, педагогические общества, институты, университеты, министерство образования. Инновационная деятельность имеет поэтапный характер (см. таблицу 30).

Таблица 30

Название этапов инновационной педагогической деятельности

Содержание этапов

1. Педагогический поиск

Подготовительный этап

1-аналитико-оценочная деятельность

2-поисково-информационная деятельность

3-формулировка инновационной проблемы

Диагностический этап

1-предварительная оценка эффективности нововведения (на основе критериев)

2. Создание новшества

Проектировочный этап

1-модельно-проектировочная деятельность

2-нормативно-конструктивная деятельность

3-инновационное предложение

4-дидактические предписания и результаты их апробации

3. Реализация новшества

Практический этап

1-разработка программы внедрения нововведения

Внедренческий этап

1-реализация программы внедрения нововведения

2-организационно-управленческая деятельность

3-результаты реализации программы внедрения нововведения

4. Рефлексия новшества

Обобщающий этап

1-экспериментально-оценочная деятельность

2-оформительско-трансляционная деятельность

2-уточнение критериев оценки нововведения

4-педагогическое произведение

Таким образом, содержание и структура инновационной педагогической деятельности наиболее полно отражают завершенный познавательно-преобразовательный цикл, отрефлексированный в педагогическом произведении.