logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Неуспеваемость учащихся как комплексная проблема, пути ее решения

Особо следует рассмотреть проблему неуспевающих детей. Под неуспеваемостью понимают итоговую (комплексную) неподготовленность учащихся по одному или нескольким предметам, которая диагностируется по завершении более или менее длительного законченного отрезка времени (учебная четверть, полугодие, учебный год). Существуют разные подходы к классификации причин неуспеваемости.

В категорию неуспевающих, отстающих в учении детей чаще всего попадают:

Исследователь данной проблемы Л.С. Славина выделяет следующие группы неуспевающих школьников: 1) дети с неправильным отношением к учению; 2) усваивающие материал с трудом (низкая обучаемость); 3) дети, у которых не сформированы умения учебной работы; 4) учащиеся, не умеющие трудиться; 5) дети, у которых отсутствуют познавательные и учебные интересы. При этом неуспеваемость может носить эпизодический характер (ослаб контроль, возникли интересы вне школы и т.п.); быть частичной, но относительно стойкой по основным или отдельным предметам (невысокие способности ученика к данному предмету, отсутствие интереса к нему, конфликт с учителем и др.) или носить характер общего и глубокого отставания в учении по многим предметам в течение длительного времени.

К субъективным причинам неуспеваемости относят недостаточную готовность ребенка к школьному обучению (отсутствие необходимых знаний, умений, привычек); неверие ученика в собственные силы, низкая самооценка; повышенный конформизм (подчинение нормам поведения группы сверстников в противовес собственным устремлениям); оценка достижений ученика не по его реальному продвижению в учении, а в сравнении с успехами лучших учеников класса; отсутствие в арсенале педагогов методов, форм и средств дифференцированного обучения, а также методик обучения нестандартных детей.

Преодоление неуспеваемости в каждом конкретном случае индивидуально: начиная от помощи по преодолению трудностей в усвоении материала и возникших пробелов в знаниях до перевода в классы коррекции (выравнивания) и даже во вспомогательные (специальные) школы. К общим мерам можно отнести тщательную и продуманную диагностику причин явления, корректное их устранение, терпение, уважение к личности ребенка вне зависимости от его школьных успехов. Проверенными способами коррекции неуспеваемости является дифференцированное и индивидуальное обучение.

Коррекционную работу с детьми и подростками, имеющими отставание в учебной деятельности, следует начинать с диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, изучение результатов учебной деятельности и другие методы) их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния их эмоционально-волевой сферы. С учетом результатов диагностики педагоги оказывают непосредственную (оперативную) помощь или опосредованную (длительного действия) помощь. Оперативная помощь носит единовременный, локальный характер и направлена на устранение пробелов в знаниях, способах мышления или деятельности (см. таблицу 14).

Таблица 14

Признаки отставания в учении

Коррекционная помощь

- Затрудняется отвечать на вопросы по тексту учебника или по содержанию рассказа учителя.

- Не может выделить главные теоретические положения, неправильно воспроизводит определение, формулировку закона, не может воспроизвести схему и т.п.

Повторить объяснение, максимально разбив его на части. Задать вопросы по основным содержательным частям изученного материала, опустив детали

- Испытывает затруднения в понимании, запоминании, воспроизведении правил, формул, в применении их по образцу, в знакомой ситуации

Выполнить несколько однотипных заданий, постоянно возвращаясь к тексту этих правил или формул. После тренировки воспроизвести их. Повторно рассмотреть и проанализировать используемые на уроке схему, таблицы, опоры с объяснением того, что непонятно

- Затрудняется в творческом применении изученного материала в незнакомой ситуации

Решить ряд задач, в которых используется изучаемый материал (понятие, закон), рассматривая альтернативные варианты решения

- Не владеет общеучебными умениями и навыками (работа с учебником, справочной литературой, другими источниками учебной информации, составление плана, конспекта, выделение главного, связный пересказ и т.п.)

Разъяснять назначение данных умений; систематично и последовательно отрабатывать каждое умение; обеспечить алгоритмизацию отработки умений и навыков (давать точные предписания по выполнению элементарных операций и действий в определенной последовательности)

В целом устранение пробелов знаниях и умениях осуществляется в ходе выполнения посильных индивидуальных заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Опосредованная помощь направлена на устранение причин, порождающих неуспеваемость, на общее улучшение условий обучения. Важное направление работы по преодолению отставания в учении – это психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, а также ее мотивация, убеждение в значимости знаний и умений. Важно, чтобы учащиеся проявили активное отношение к изучению учебного материала.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «дифференциация» и «индивидуализация» обучения. Установите соотношение между этими понятиями.

2 Что понимают под «внутренней» и «внешней» дифференциацией обучения? Назовите ее виды.

3. Какое обучение в педагогике называют дифференцированным? Охарактеризуйте формы, методы и средства дифференцированного обучения учащихся на разных возрастных этапах.

4. Раскройте содержание понятий «способности», «одаренность», «талант».

5. Назовите особенности познавательного, психического и социального развития одаренных детей.

6. Какие пути обучения и воспитания одаренных детей предложила мировая образовательная практика? Каковы пути развития способностей и одаренности в общеобразовательной школе?

7. Охарактеризуйте группы детей, которые могут попасть в категорию отстающих или неуспевающих учащихся.

9. Назовите общие меры по преодолению отставания в учении. Раскройте пути оперативной и долговременной помощи отстающим или неуспевающим учащимся.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

…в отличие от животного человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл… (В.В. Розанов)

Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика… Считайся с индивидуальностью своих учеников! (А. Дистервег).

…деление класса на группы, из которых одна сильней другой, не только не вредно, но и даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой, сам давать двум другим полезные самостоятельные упражнения (К.Д. Ушинский).

Не существует универсально одаренных людей – более того, человек неповторим именно в силу своего отклонения от нормы и средних стандартов (В. Франкл).

Было бы, конечно, грубой ошибкой рассматривать каждого неуспевающего ученика как ребенка с отклонениями в развитии. … По сути дела, каждый неуспевающий ученик не успевает по-своему (Т.А. Власова).

Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо (Э. Ильенков).

Народная мудрость

Хочешь научиться петь – пой (нем.).

Большому кораблю – большое плавание (рус.).

Богатство не в имуществе, а в таланте (персид.)

Не умеешь картин писать – растирай краски (нем.).

Силы без применения на убыль идут (нем.).

Ад музыкі і танцы (бел.).