logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Обучение как специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся

Традиционно обучение характеризуется дидактами как специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и обучаемых, в результате которого обеспечивается усвоение учащимися определенной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

По своей структуре обучение есть единство деятельности обучающего (учителя) и учащегося (см. схему 34). Учитель и ученик являются субъектами учебного процесса. Деятельность ученика в процессе обучения обозначается в дидактике термином “учение”, деятельность обучающего – термином “преподавание”.

Схема 34

Наряду с общими движущими силами педагогического процесса к движущим силам обучения, например, относятся противоречия, характеризующие уровень подготовленности ученика к выполнению обязательных учебных заданий (образовательных стандартов). И.И. Прокопьев описал данную группу противоречий формулой: «надо – могу / не могу – хочу / не хочу». Иначе говоря, это противоречие между требованиями учебной программы и возможностями (желаниями, мотивами и т.п.) ученика. Движущими силами процесса обучения являются также чувства и эмоции (переживание успеха, радости, уверенности в своих силах, желание быть первым и т.п.), волевые усилия и проявления ученика (настойчивость, ответственность, чувство долга и др.).

Структура процесса обучения аналогична структуре целостного педагогического процесса. Компоненты процесса обучения: целевой (потребности, цели, мотивы); содержательный; деятельностный (учебно-познавательные действия, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный компоненты); результативный; ресурсный. Если рассматривать учебный процесс как процесс обучения, протекающий в конкретных условиях, то его структура выглядит следующим образом: субъекты обучения (учитель, ученик), их деятельность (цели, мотивы, методы, формы, результаты обучения), содержание и средства обучения. Взаимодействие этих компонентов и составляет процесс.

Обучению как составной части целостного педагогического процесса свойственны те

же основные функции, что и педагогическому процессу в целом. Это – собственно обучающая, воспитательная, развивающая функции (см. схему 35).