logo
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они образуют познавательно-действующую систему, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании выделяют социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности.

Социально-педагогические ценности сконцентрированы в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования. Они представляют собой идеи, принципы, нормы, правила, регламентирующие образовательную деятельность в рамках общества. Профессионально-групповые ценности – совокупность идей, концепций, норм, регулирующих педагогическую деятельность самостоятельных профессиональных групп, коллективов (школа, училище, лицей, техникум, колледж, вуз). Индивидуально-личностные ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность ориентаций педагога. В этой группе система ценностей разделяется на следующие подгруппы.

1. Ценности, раскрывающие отношение к труду педагога:

– аксиологическое восприятие педагогической деятельности;

– общеобразовательные и профессиональные знания;

– профессиональная честь и достоинство;

– готовность к преодолению профессиональных трудностей.

2. Ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности:

– любовь к детям, уважение личности учащегося;

– уважение личности педагога;

– сотрудничество с общественными детскими и молодежными организациями.

3. Ценности, представляющие значимые качества личности педагога:

– объективность в оценке школьников, их действий и поступков;

– принципиальность в отношениях с субъектами педагогического процесса;

– гуманизм, доброжелательность к учащимся;

– эмпатия (способность к сопереживанию);

– самостоятельность;

– педагогический оптимизм;

– креативность (способность к творчеству);

– толерантность (терпимость к инакомыслию, чужой точке зрения).

4. Ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса:

– диалогическое мышление;

– диалоговые отношения с субъектами педагогического процесса;

– способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников;

– взаимодействие и сотрудничество с субъектами педагогического процесса.

В процессе своей деятельности каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность необходимой профессиональной инициативы дается учителю в его сознании в форме «Я-профессиональное», с которым соотносится его собственный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.