logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

3. Основные категории педагогики

Педагогика как любая наука имеет свой категориально-понятийный аппарат. Категории или понятия педагогики выражаются в терминах. Научная терминология должна отличаться точностью, однозначностью, краткостью, определенностью, системностью. Не вся педагогическая терминология обладает этими свойствами. Поэтому она постоянно уточняется, совершенствуется, обновляется.

Как указывают исследователи (В.В. Краевский и др.), категориально-понятийный аппарат педагогики включает философские («явление», «сущность», «общее», «единичное», «особенное», «качество», «количество», «сознание», «бытие» и др.), общенаучные (система, структура, функция, модель, гипотеза, элемент, состояние, процесс, деятельность и др.) и собственно педагогические понятия (педагогика, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, образовательный процесс, содержание образования, учение, преподавание, педагогическая технология, метод обучения, урок, образовательная компетенция и др.).

Большинство современных ученых-педагогов называют в качестве базовых (основных) категорий педагогики: образование, воспитание, обучение. Педагогика также оперирует понятиями других научных дисциплин, попадающими в ее понятийное поле и отражающими отдельные явления, возникающие в педагогической действительности: личность, развитие, социализация, знание, умение, навык, усвоение, обратная связь и др. Взаимосвязь основных категорий педагогики с понятиями социализация и развитие в соотнесении с объектом и предметом педагогики показана на рисунке 16 (по С.Н. Северину).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

процесс социальной интеграции, адаптации и персонализации

ОБРАЗОВАНИЕ

как способ целенаправленной социализации

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

ВОСПИТАНИЕ

ОБУЧЕНИЕ

ОСВОЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОПЫТА

РАЗВИТИЕ (САМОРАЗВИТИЕ) ЧЕЛОВЕКА

Рис. 16. Структурно-иерархическая модель основных категорий педагогики

Рассмотрим содержание вышеназванных категорий и понятий.

Термином «социализация» обычно обозначают процесс развития человека под воздействием социальной среды. В ходе социализации происходит усвоение и воспроизводство индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время обществу, отдельной социальной общности или группе. В такой трактовке понятия «социализация» отражена тенденция социальной типизации индивида (в этом случае социализация рассматривается как адаптация и интеграция личности в социальное пространство). Вместе с тем, как полагает Б.Ф. Ломов, социализация носит двусторонний характер. Она сопровождается процессом автономизации личности, то есть включает процесс самоактуализации, саморазвития, самореализации личностью своего потенциала в определенном социокультурном контексте. «Социализация» не является понятием педагогики.

Социализация, происходящая под влиянием социально контролируемых обстоятельств и в специально создаваемых обществом условиях, есть образование как социокультурное явление. Образование как способ целенаправленной социализации и является объектом педагогики.

Формирование - процесс и результат развития человека под влиянием наследственности, среды, образования и собственной активности (внешних и внутренних условий и факторов). Понятие «формирование» трактуют как: процесс и результат социализации, обучения и воспитания, саморазвития человека; целенаправленное развитие, «инициированное из вне»; развитие посредством целенаправленных процессов обучения и воспитания; развитие под влиянием внешних стимулов. «Формировать» – значит придавать форму чему-либо, устойчивость, законченность, определённый тип. Поэтому формирование личности также рассматривают как промежуточный, относительно завершённый этап процесса развития.

На современном этапе образование не отождествляется только с процессом формирования знаний и предметных умений, развитием интеллектуального потенциала человека.

Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) – процесс освоения в учреждениях образования, а также в ходе самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта деятельности и эмоционально-ценностных отношений к миру и себе. Результатом образования является овладение социокультурным опытом, развитие (саморазвитие) индивида (см. тему 1, с. 7). Образование как педагогический процесс выступает предметом изучения педагогической науки.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на решение развивающих и образовательных задач (освоения содержания образования) с использованием комплекса педагогических средств (методов, форм, технологий обучения и воспитания).

Содержание образования – педагогически адаптированная модель социокультурного опыта. Указанная модель включает (И.Я. Лернер, В.В. Краевский, В.В. Сериков и др.):

- когнитивный опыт (знания);

- репродуктивный опыт (предметные и метапредметные умения; модели поведения);

- опыт творческой деятельности (творческие способности и умения);

- личностный опыт (чувства и эмоции; интересы, ценностные установки; отношения; опыт проявления личностных функций (рефлексии, самоопределения, автономности и др.));

- «компетентностный» опыт (синтетический опыт качественного и эффективного решения теоретических и практических проблем посредством актуализации знаний, умений, творческого и личностного опыта).

Обучение (компонент педагогического процесса) - специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется освоение учащимися определенной системы знаний, овладение способами мышления и деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру.

Воспитание (компонент педагогического процесса) – специально организованный, целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учащихся, в ходе и результате которого осуществляется присвоение учащимися общечеловеческих ценностей, формирование у них культуры отношений к себе и окружающему миру, личностного опыта, развитие субъектности, индивидуальности.

Развитие как универсальное, непрерывное, закономерное свойство природы присуще и человеку. Традиционно под развитием понимают процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сферах человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, групповая деятельность и т.п.) и внутренних (задатки, собственная активность личности и т.п.), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное стихийное влияние среды) факторов. Развитие – это общий процесс становления человека в физическом, психическом, интеллектуальном, духовном плане. Соответственно говорят о физическом, психическом, интеллектуальном, духовном развитии.

Ряд исследователей (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, С.Н. Северин и другие) определяют развитие как процесс и результат закономерно-случайных, прогрессивно-регрессивных, необратимых количественно-качественных изменений различных сфер человека (анатомо-физиологической, эмоционально-волевой, интеллектуальной, мотивационной и других). Следует учитывать, что результат развитиявсегда новообразования, новое качество. Основными характеристиками развития также выступают нелинейность, спонтанность, неустойчивость, неравномерность, асинхронность, открытость, незавершённость (С.Н. Северин).

Важно понимать, что если обучение и воспитание являются внешними процессами по отношению к личности, то развитие личности есть внутренний процесс, детерминированный процессами обучения и воспитания. Сущность педагогической деятельности заключается в создании психолого-педагогических условий (отбор содержания, методов, форм, технологий обучения и воспитания; сотрудничество, педагогическая поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении, оптимистичность оценивания и т.п.) для развития и саморазвития школьника. С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что «развитие» не является понятием педагогики, так как она не исследует закономерности, факторы, механизмы развития.