logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Педагогический профессионализм, этапы его становления

Результатами профессионального становления педагога как субъекта педагогической деятельности являются его профессионально-педагогическая культура и профессиональное мастерство. Профессионально-педагогическая культура учителя может быть охарактеризована как синтез профессионально-педагогической направленности, профессиональных знаний, педагогических способностей и педагогических умений.

Педагогическое мастерство, в свою очередь, есть высший уровень развития профессионально-педагогической культуры. Мастер – это специалист, достигший высокого искусства в своей профессии. Нередко педагогическое мастерство сочетается с педагогическим новаторством, которое понимается как деятельность по внесению и осуществлению новых прогрессивных идей, методов, форм, технологий в педагогический процесс и их применение

наряду с традиционными подходами. Если же вносимые новшества принципиально отличаются от традиционного содержания, методов и форм образования, то говорят об инновационной направленности педагогической деятельности или об инновациях в образовании.

Профессионализм степень овладения индивидом профессиональными умениями и навыками. Профессионал – специалист своего дела, имеющий соответствующую подготовку и квалификацию. Профессионализм как психологическое и личностное образование характеризуется профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также искусством постановки и решения профессиональных задач.

Какие факторы оказывают преимущественное влияние на профессиональное становление? Прежде всего, это личностные особенности и желание развиваться. Не менее значимым выступает фактор самой профессиональной деятельности, которая вынуждает развивать профессионально значимые качества. Влияет также и способ, условия вхождения в профессию. Далее важным фактор оказывается стаж работы. Вместе с тем, не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция: человек оказывается во власти стереотипов, перестает развиваться, становится невосприимчивым к новому опыту. Тормозят профессиональное становление педагога и жизненные кризисы (чувство или осознание нереализованности, опустошенности, бесперспективности). Названные факторы относятся к внутренним.

Существуют и внешние факторы профессионального роста. К ним относятся, во-первых, индивидуальные особенности человека (задатки, наклонности, способности); во-вторых, потребность общества в тех или иных специалистах (современная ситуация на рынке образования характеризуется возрастанием спроса на образовательные услуги, поэтому педагогическая деятельность в ближайшие годы может быть достаточно актуальной); в-третьих, близлежащие возможности, то есть те ресурсы, которыми обладает человек при выборе своей профессии: реальное знание о будущей работе расположение образовательного учреждения вблизи места жительства, определенный уровень знаний, ограничивающий выбор, материальное положение и т.п.

Рассмотрим этапы, которые проходит педагог в своем профессиональном развитии. В настоящее время сложилась система непрерывного образования учителя:

Совершенствуя свое мастерство, учитель занимается на курсах, в институте повышения квалификации, в магистратуре, аспирантуре, становится соискателем на педагогических и других кафедрах вузов или НИИ, разрабатывает методические рекомендации и пособия, защищает диссертации.

Направление в педагогике, раскрывающее методологию, теорию и практику комплексного измерения и оценки качества педагогических объектов, явлений и процессов. получило название педагогическая квалиметрия (от лат. cval — качество и metros — измерять). Этим же термином обозначают об­ласть педагогического исследования, направленного на диагно­стирование профессиональных качеств педаго­гов, прежде всего их профессионализма, мастерства, новаторства. В педагогической практике педагогическая квалиметрия реализуется как аттестация педагогических работников. Под последней понимают изу­чение деятельности педагогов с целью установления соответствия занима­емой должности и присвоения одной из квалификационных ка­тегорий.

В Беларуси сложилась практика официальной аттестации педагогов в зависимости от уровня профессионального мастерства. Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования. Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда. После аттестации педагогам присваиваются вторая, первая и высшая квалификационные категории. Лучшим мастерам педагогической профессии присваиваются звания «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель», «Заслуженный работник образования» и другие.

У педагога есть путь служебного роста, профессионального продвижения. Педагогическая карьера – активное продвижение педагога в совершенствовании своего профессионализма и самореализации в своей профессии. Учителя могут назначить руководителем методической секции в школе (по предмету), заместителем директора, директором школы, инспектором и руководителем органов образования в районе, городе, области, выдвинуть сотрудником министерства образования, руководителем учреждений дополнительного образования, подразделений ИПК и т.д.

В структуре карьеры педагога значимую роль играет его имидж. Имидж – эмоционально окрашенный стереотип восприятия педагога коллегами, социальным окружением, массовым сознанием. Имидж составляют природные качества, социальные качества (коммуникабельность, эмпатичность, рефлексивность, красноречие); образованность, профессиональная компетентность, нравственные ценности, владение технологиями принятия решений, а также ориентация на достижения, ответственность, обязательность и другие качества.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Определите понятие «педагогическая деятельность».

  2. Какие подходы к раскрытию структуры педагогической деятельности существуют? Изобразите структуру педагогической деятельности схематически.

  3. Проведите сравнительный анализ преподавания и воспитательной работы как основных видов педагогической деятельности.

  4. Докажите, что учитель является субъектом педагогической деятельности.

  5. Раскройте содержание основных педагогических умений.

6. Каково содержание понятий «профессионально-педагогическая культура учителя», «педагогическое мастерство», «педагогическое новаторство», «педагогический профессионализм»? Установите соотношение между ними.

7. Охарактеризуйте этапы становления педагогического профессионализма.

8. Для чего проводится аттестация педагогических кадров в системе образования?

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие (Д.И. Писарев).

Не тот учитель, кто получает… образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко… (Л.Н. Толстой).

«Умение воспитывать – это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем» (А.С. Макаренко).

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, нашего ума… (Д.С. Лихачев).

Педагог тот, кто всегда привычно и естественно для себя производит действия в согласии с педагогической теорией (Н.Е. Щуркова).

Народная мудрость

Не учась, и лаптя не сплетешь (рус.).

Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться (нем.).

Скрипач много струн порвет, пока мастером станет (нем.).

Недостаток обученности – опасная вещь (англ.).

Дело мастера боится (рус.).