logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

Мотивы учебной деятельности

Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциональных проявлениях личности (положительных или отрицательных):

- яркость, занимательность, новизна учебного материала;

- интересное преподавание или привлекательность личности учителя;

- желание получить похвалу, награду;

- стремление быть авторитетным, уважаемым у сверстников и взрослых;

- стремление самоутвердиться;

- боязнь получить отрицательную отметку, страх перед учителем, родителями и т.п.

Перспективно-побуждающие мотивы основаны на понимании общественной или личностной значимости знаний:

- связывание необходимости изучения тех или иных учебных предметов с поступлением в вуз, выбором профессии;

- стремление развить свои способности;

- ожидание в перспективе признания, награды;

- развитое чувство долга, ответственности и т.п.

Интеллектуально-побуждающие мотивы основаны на получении удовольствия от самого процесса учения:

- любознательность, увлеченность самим процессом обучения или познавательный интерес к его содержанию;

- стремление углубить знания, овладеть определенными умениями и навыками;

- стремление усвоить определенные способы приобретения новых знаний, ориентация на самообразование и самосовершенствование личности и т.п.

Наиболее ценным мотивом учебной деятельности, также задачей и средством обучения является познавательный интерес. Познавательный интересизбирательная направленность индивида на объекты и явления окружающей действительности (предметы познания), под влиянием которой учебно-познавательная деятельность становится увлекательной и продуктивной.

Процесс усвоения учеником системы знаний и формирования соответствующих умений и навыков является и целью, и функцией, и содержанием обучения. Это очень сложный психический процесс, включающий следующие этапы:

1) восприятие учебного материала; 2) осмысление и понимание учебного материала;

3) обобщение учебного материала; 4) закрепление учебного материала; 5) применение знаний в различных ситуациях, выработка умений и навыков.

Восприятие учебного материала начинается с ощущений. Ощущение есть отражение в сознании человека отдельных свойств изучаемых явлений и предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения, идущие от отдельных сторон, свойств изучаемых явлений и предметов, интегрируются в целостное восприятие. Восприятие – это отражение в сознании предмета (явления) в целом, в совокупности его свойств. При этом этот предмет или явление непосредственно воздействуют на органы чувств. На основе восприятий формируются представления, сохраняющиеся в сознании человека как образы воспринятых когда-то предметов и явлений. Представление единичная чувственная форма знания. Вместе с тем, цель ученика познать сущность явлений или предметов, раскрыть их причины и закономерности. Это невозможно без переработки чувственных восприятий и представлений и формирования понятий.

Понятие это продукт деятельности мышления, форма мышления, выраженная словесно. Оно раскрывает в обобщенной форме наиболее существенные, закономерные признаки изучаемых явлений и предметов. Формами мышления, помимо понятий, являются суждения и умозаключения. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями (утверждение или отрицание чего-либо).

Умозаключение – такая форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные, по аналогии. В первом случае обобщенный вывод делается на основе единичных, частных утверждений, знание «движется» от единичного к общему. Во втором случае на основе обобщенного утверждения (вывода, закона и т.п.) делаются частные утверждения, знание «движется» от общего к частному. В третьем случае утверждение, вывод делается на основе сходства по какому-либо признаку между объектами. Использование аналогий является основанием для выдвижения догадок или гипотез.

Мыслительная, интеллектуальная деятельность представляет собой совокупность мыслительных операций, с помощью и в результате которых перерабатывается информация, закодированная в восприятиях, представлениях, понятиях и формулируются научные понятия, законы, выводы и т.д. В зависимости от уровня обобщения информации и характера используемых средств выделяют разные виды мышления (см. схему 38).

По степени новизны и оригинальности выделяют также репродуктивное, воспроизводящее (шаблонное) мышление и продуктивное, творческое мышление.

Этапы усвоения знаний реализуются в этапах учебного процесса. Назовем эти этапы.

1. Постановка учителем цели и задач обучения и осознание, принятие их учащимися.

2. Первичное ознакомление и изучение учащимися нового материала. Это этап восприятия и формирования представлений учащихся. Осуществляется наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Уже на данном этапе важно вызвать интерес учащихся к материалу, стремление глубже его изучить.

3. Осмысление нового материала. Это этап формирования понятий, мышления в форме суждений и умозаключений. Включает все мыслительные операции (сравнение, анализ-синтез и другие).

4. Закрепление и повторение (совершенствование) учебного материала. На данном этапе важно, чтобы учащийся не просто запоминал и воспроизводил материал, но и делал собственные выводы. Используются разные способы запоминания и работы с материалом.

5. Применение теоретических знаний, в результате которого учащиеся овладевают практическими умениями и навыками. Прочное усвоение материала не самоцель. Важно сформировать умения оперировать учебным материалом, использовать его на практике.

6. Контроль степени усвоения знаний, овладения умениями и навыками. Это этап установления обратной связи, выполняющий диагностическую функцию.

Схема 38

7. Коррекция как исправление отклонений в усвоении знаний, умений и навыков в соответствии с результатами предыдущего этапа.

8. Обобщение завершает все предыдущие этапы и предполагает систематизацию знаний по конкретному учебному предмету и установление внутрипредметных и межпредметных связей.

Этапы учебного процесса необязательно следуют в указанном порядке и не всегда все одновременно присутствуют на уроке. Их характер и соотношение зависят как от возраста учащихся, так и от уровня развития учебной группы, каждого ученика. На практике эти этапы составляют единый процесс обучения, поэтому выделение их условно.

Выделяют пять уровней усвоения учебного материала (см. схему 39).

Схема 39