logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Аксиологическое «я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога

Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентаций опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально-личностной ценностной системы. Данная система включает:

- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.);

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.);

- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально-творческих способностей, самосовершенствование и др.);

- ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.);

- ценности, дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др.).

В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (см. схему 21). Охарактеризуем их.

Схема 21

Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.

Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».

2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.

3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры педагога.

4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.

5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?

6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию (Я.А. Коменский).

В конечном счете основой всех человеческих ценностей служит нравственность (А. Эйнштейн).

Как только мы уничтожаем ценности, мы уничтожаем воспитание (Лео Ворда).

Ценности являются исходными психическими образованиями для постановки и обоснования педагогом всей своей деятельности (Б.Г. Ананьев).

Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя (А. Дистервег).

Не последнюю роль в самоутверждении детской личности играет умение учителя каждый день выразить свое отношение к нему как к высшей ценности (И.И. Рыданова).

Народная мудрость

Справедливый к себе относится строго, к другим – снисходительно (япон.).

Делай для другого, учись для себя (абхаз.).

Милосердие украшает сильного (индийское изреч.).

Верь, чтобы понимать (античный афоризм).

Прыемнае слова – вясенні дзень (бел.).

Детей наказывай стыдом, а не кнутом (рус.).