logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

Развитие личности как педагогическая проблема

Проблема соотношения биологического и социального в развитии личности одна из важнейших проблем антропологии. Она (в разных аспектах) решается философией, психологией, возрастной физиологией, социологией и другими науками. Педагогика изучает не процесс развития человека вообще, а выявляет и изучает эффективные условия развития личности, ее индивидуальности. В ходе изучения данной темы будем оперировать следующими понятиями: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность» (см. схему 22), «развитие», «формирование», «социализация», «воспитание» (см. тему 1.5.)

Личность - человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; все качества и свойства человека, которые он приобретает в течение жизни в процессе взаимоотношений с другими людьми, и которые характеризуют его как члена общества (сознание, речь, отношения к себе и окружающему миру, социальные функции и роли и др.). Это интегративное качество человека, характеризующее его социальную сущность

Индивидуальность – индивид с присущими только ему биологическими, психическими, социальными свойствами и качествами. Это особенности индивида, проявляющиеся в чертах темперамента и характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в потребностях, интересах, способностях и т.д. Основой индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки

Человек – представитель вида Homo sapiens как биосоциального существа, обладающего сознанием, мышлением, речью, способностью к труду

Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек

Схема 22

В зарубежной психологии и педагогике по проблеме развития личности выделяются три основных направления:

Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом.

Психологи (К.К. Платонов и др.) выделяют в структуре личности следующие компоненты: 1) направленность личности (потребности, мотивы, взгляды, убеждения, ценностные ориентации, идеалы и т.д.); 2) содержание опыта индивида: знания, способности, умения, навыки, привычки поведения; 3) особенности познавательных, эмоциональных, волевых процессов личности; 4) наследственно (генетически) заданные индивидуальные особенности личности (темперамент, задатки).

Установлено, что биологически обусловленная подструктура личности (четвертый, и отчасти третий уровни) подчинена ее социально обусловленной подструктуре (второй и особенно первый уровни). Вместе с тем, соотношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития и в разных жизненных ситуациях.

Развитие личности – это эволюционный процесс количественных и качественных изменений во всех структурных компонентах личности. Все эти изменения происходят либо в результате внешних влияний на человека (среды, воспитания), либо в результате его собственной активности, саморазвития. Саморазвитиесобственная активность человека в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала. Личность – не просто результат биологического созревания или специфических условий жизни, но и результат активного взаимодействия со средой.

Основное положение теории развития личности состоит в том, что личность существует, формируется и проявляется в деятельности и общении. В научных исследованиях установлен ряд закономерностей развития личности (см. схему 23).

Схема 23

Источником и движущей силой развития личности являются противоречия (взаимодействия противоположных сторон объекта или субъекта). Различают внутренние и внешние противоречия, общие (универсальные) и индивидуальные. Внутренние противоречия порождаются конфликтом противоположных сторон внутри самого человека. Например, расхождение между возникающими у личности новыми потребностями, требованиями к себе и достигнутым уровнем ее развития. Внешние противоречия порождаются взаимодействием человека с окружающим миром. Примеры таких противоречий: несовпадение между направленностью личности, ее устремлениями и социальной ситуацией развития (внешними требованиями, изменением обстоятельств и т.д.); стремление к общению со взрослыми и стремление к самостоятельности; привычные нормы поведения и новые требования.

Примером общего противоречия является противоречие между возникающими материальными и духовными потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Индивидуальные противоречия обусловлены ситуацией развития конкретного человека.