logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»

Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б.С. Гершунский, Н.Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л.И. Новикова, В.А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В.А. Караковским, – Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир, представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.

Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

В настоящее время понятие «ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально-обусловленным приоритетам развития культуры.

Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. аxia – ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей: о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.

Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.

В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической, нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляющей собой учение о ценностях в педагогическом процессе – образовании, воспитании и саморазвитии человека.

Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником. В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность. Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности.

Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.

Н.В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп ценностей, а именно:

По мнению В.А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенком раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т.д.).

Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.