logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

3. Источники, факторы и критерии отбора содержания образования

Все вышеизложенное позволяет отнести к источникам содержания образования культуру общества и ее компоненты: науку, материальное производство, духовные ценности, виды и способы деятельности, существующие в обществе, логику развертывания каждой деятельности, средства и организационные формы обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Культура человечества в полном объеме не может быть представлена в содержании образования. Факторами, влияющими на объем и характер отбираемого содержания образования, выступают: а) потребности и цели общества; б) закономерности учебной деятельности; в) интеллектуальные и личностные возможности самих учащихся; г) возможности и особенности педагога.

В педагогике обоснованы (В.В. Краевский и др.) принципы отбора содержания образования (см. схему 29). При отборе содержания общего образования в педагогической науке принято пользоваться системой критериев, предложенной Ю.К. Бабанским (см. схему 30).

Исследователи (М.Н. Скаткин, В.В. Краевский) выделили три уровня представления содержания образования:

Учебный предметэто «педагогически адаптированное содержание основ какой-либо отрасли деятельности» (И.Я. Лернер). Это педагогически обоснованная система научных знаний, умственных и практических способов деятельности, выражающих основное содержание и методы конкретной науки (М.И. Махмутов). Учебный предмет - не точная копия науки. Его отличие от соответствующей науки состоит в объеме знаний, в логике их изложения, в степени представленности всех элементов науки в данном учебном предмете.

Учебный предмет может быть: а) введением в науку; б) синтезом материала разных наук; в) интегративным курсом на основе межпредметных связей; г) автономной частью науки (информатика, логика); д) учебным предметом, отражающим опыт деятельности.

Независимо от типологии учебный предмет должен включать все элементы содержания образования, охарактеризованные выше. Содержание учебного предмета конкретизируется для каждого типа образовательного учреждения с учетом задач той или иной ступени образования.

Схема 29

Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях конструирования социально-экономическим потребностям, современному состоянию научных знаний, уровню развития производства и т.п

Принцип учета содержательной и процессуальной сторон при проектировании содержания образования, предполагающий соотнесение учебного материала с формами, способами, средствами педагогического процесса

Принцип гуманитаризации содержания общего образования, реализация которого связана с созданием условий для активного творческого и практического освоения учащимися общечеловеческой культуры

Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования: теоретическое представление; учебный предмет; учебный материал, педагогическая деятельность, личность ученика

Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

Схема 30

Целостное отражение в содержании образования задач формирования базовой культуры личности

Высокая научная и практическая значимость содержания изучаемого материала

Соответствие объема содержания времени, отводимому на изучение данного предмета

Соответствие сложности содержания реальным возможностям учащихся определенного возраста

Соответствие содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения