logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Общеобразовательная школа в системе общего среднего образования

.

Согласно Кодексу РБ об образовании, общее среднее образование - уровень основного образования, направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и  здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования. Система общего среднего образования включает: участников образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования; образовательные программы общего среднего образования; учреждения общего среднего образования; иные учреждения образования, реализующие образовательные программы общего среднего образования; государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы общего среднего образования; республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и физических лиц в пределах их полномочий в сфере общего среднего образования.

Общее среднее образование включает три ступени Начальное образование (I — IV классы) является I ступенью общего среднего образования; базовое образование (V — IX классы) - II ступенью; среднее образование (X — XI классы, в вечерних школах — X — XII классы, вечерние классы — X — XII классы) - III ступенью. При этом I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование, а I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование.

На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования. На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования. Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.

 На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Начальная школа - учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — IV классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта. Начальная школа обеспечивает общее развитие личности ученика, формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество. Учащиеся начальной школы приобретают необходимые обобщенные умения учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры общения и поведения, основами личной гигиены, здорового образа жизни.

Базовая школа - учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — IX классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта. Базовая школа на II ступени общего среднего образования призвана обеспечить общее базовое образование, дальнейшее общее развитие личности ученика, усвоение им основ наук, формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов функциональной грамотности (языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической), овладение основными социокультурными, моральными и правовыми нормами, профессиональную ориентацию.

Средняя школа — учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе I — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования, реализуется программа воспитания и защиты прав и   законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и  молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в  оздоровлении, и в целях спортивной подготовки учащихся может организовываться учебно-тренировочный процесс по видам спорта.. Средняя школа на III ступени общего среднего образования завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). На этом этапе формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии. Дифференциация учебно-воспитательного процесса осуществляется через факультативные занятия, которые организуются с учетом способностей, склонностей, желаний учащихся и их родителей.

Учреждениями общего среднего образования являются также гимназии и лицеи.

Гимназия - учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе V — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с  изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа начального образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профес­сиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

Лицей - учреждение общего среднего образования, функционирующее в составе X — XI классов, в котором осуществляются обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования с  изучением отдельных учебных предметов на повышенном уровне, реализуется программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, а также могут реализовываться образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении.

В последнее десятилетие произошли изменения в организации процесса обучения и воспитания в системе общего среднего образования: ориентация педагогического взаимодействия на развитие личности ученика; внедрение новых технологий для реализации индивидуализации и дифференциации обучения, повышения самостоятельности школьников в учебной деятельности; введение 10-балльной системы оценки результатов учебной деятельности школьников, 5-дневной учебной недели, 6-дневной школьной недели (суббота посвящается факультативам, занятиям физкультурой, воспитательным мероприятиям и т.п.) м другие. Развитие системы общего среднего образования, как и системы образования в целом остается приоритетным в государственной образовательной политике.

Перспективы развития системы общего среднего образования связаны с разработкой и внедрением образовательных стандартов; культурологических моделей развития личности средствами учебных предметов, концепций и моделей учебно-методических комплексов нового поколения, включающих электронные учебные пособия; критериев методик оценки качества образования. Предусматривается создание высокотехнологичной образовательной среды (использование продуктивных образовательных технологий, компьютерных, информационных и мультимедийных систем, современного учебного оборудования), а также эффективной системы доступа образовательных учреждений к современным информационным образовательным ресурсам и сети Интернет.

Образованность населения – важнейший показатель при оценке уровня качественного развития человеческого потенциала в стране. Уровень грамотности взрослого населения в Беларуси, как и в развитых странах мира, приближается к 100%. По итогам переписи 2009 года 90% населения Беларуси (в возрасте 15 лет и старше) имело высшее, среднее или общее базовое образование. По состоянию на начало 2010/2011 учебного года в Республике Беларусь функционировало 3516 государственных учреждений дневной формы получения образования, которые обеспечивают получение общего среднего образования, включая гимназии, лицеи, учебно-педагогические комплексы «средняя школа (гимназия)-колледж», санаторные школы-интернаты. Кроме того, работало 9 общеобразовательных учреждений частной формы собственности. В этих учреждениях обучалось 940 918 учащихся.

В систему образования РБ в этот период, например, входили: 212 начальные школы, 564 базовые школы, 2502 средние школы, 213 гимназий, 32 лицея, 7 учебно-педагогических комплексов, 18 общеобразовательных школ-интернатов, 19 санаторных школ-интернатов.