logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

1. Средства обучения. Основные виды средств обучения и их характеристика

Педагогическими средствами называют материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса (по Л.Д. Столяренко). Соответственно средства обучения – предметное обеспечение учебного процесса. Это предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или косвенное познание мира (В.А. Сластенин). К средствам обучения относят учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, учебно-лабораторное и учебно-производственное оборудование, автоматизированные системы обучения, компьютерные классы, организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания и др.).

Дидактические средства выполняют мотивационную, информационную, оптимизационную функции и функцию управления процессом обучения (Р. Фуш, К. Кроль) Эти функции чаще всего выступают вместе, при этом на определенных этапах обучения какая-либо из них может являться доминирующей.

Дидактические средства подразделяются на средства для учителя и учащихся. Первые – это предметы, используемые учителем для более эффективной реализации целей образования. Вторые – индивидуальные средства учащихся, с помощью которых они осуществляют учебно-познавательную деятельность (учебники и учебные пособия, письменные принадлежности и т.д.).

Существуют различные классификации средств обучения. Рассмотрим классификацию, в основе которой находится чувственная модальность (см. схему 46).

Схема 46

Дидактические средства становятся ценным элементом процесса обучения, когда они используются в тесной связи с его другими компонентами. Подбор дидактических средств зависит от материальной базы школы, поставленных целей урока, запланированных методов учебной работы, возраста учащихся, особенностей отдельных учебных предметов.

Следует отметить, что понятие «средства обучения» имеет и более широкий смысл. В этом случае под средствами обучения понимают все, что способствует достижению целей образования: совокупность форм, методов, содержания образования и специальных дидактических средств. Классификация средств обучения в таком понимании представлена в таблице 12 (по Б.Б. Айсмонтасу).

Таблица 12

Идеальные средства

Материальные средства

На уровне всего процесса обучения

Система обучения

Кабинеты для обучения

Методы обучения

Библиотеки

Система общешкольных требований

Столовые, буфеты

Медицинский кабинет

Помещения для администрации и педагогов

На уровне предмета

Учебные компьютерные программы

Учебники и учебные пособия

Система условных обозначений в различных дисциплинах (математические символы, нотная грамота и др.)

Дидактические материалы

Методические разработки по предмету

Книги-первоисточники

На уровне урока

Произведения искусства

Тексты из учебника и других книг

Средства наглядности (схемы, чертежи)

Упражнения из учебников, задачников и др.

Знаковая система устной и письменной речи

Тестовый материал

Организационная деятельность учителя

Средства наглядности (макеты, модели)

Квалификация и культура учителя

Технические средства обучения

Формы организации работы на уроке

Лабораторное оборудование