logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

5. Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

Конфликтогены - это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И.С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см. схему 88).

Схема 88

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М.М. Рыбакова и др.). Так у подростков - это потребность в самовыражении и самоутверждении; «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т.п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста - это переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т.п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т.п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

2. Раскройте структуру и функции педагогического общения.

3. Назовите и охарактеризуйте закономерности педагогического общения.

4. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

5. Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

6. Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определите понятие «педагогический конфликт».

7. Назовите этапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.

8. Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях»

Общение есть и основа, и суть, и интегральный метод воспитания (Ш.А. Амонашвили).

Умение слушать ребенка – большое педагогическое искусство (В.А. Сухомлинский).

…для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться таким же неприличным, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным (А.П. Чехов).

Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится (Ксенофонт).

Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее (И. Гете).

Думайте о ребенке справедливо - и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя (В.А. Сухомлинский).

Народная мудрость

Слово - серебро, молчание - золото (рус.).

Будзь спярша выслухачам, а потым павядачам (бел.).

Скажа, як звяжа (бел.).

Рынуў слаўцом, як пярцом (бел.).

За словом в карман не полезет (рус.).

И волки сыты, и овцы целы (рус.).

Худой мир лучше доброй ссоры (рус.).