logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Условия и пути развития школьного самоуправления

С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление (см. таблицу 25) . В теории и практике воспитания сформулированы условия, способствующие развитию самоуправления в ученическом коллективе (М.И. Рожков, И.Ф. Харламов и др.).

Таблица 25

Этапы формирования коллектива и развитие самоуправления

I этап

II этап

III этап и IV этап

К концу этого этапа выделяется актив, поддерживающий требования и ценности педагога. Деятельность актива в большей мере носит исполнительский характер. Педагог сообщает учащимся знания о значении самоуправления, формирует положительные мотивы самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся умения самостоятельной работы, привлекает их к самоуправлению через назначение ответственных лиц. Ученическое самоуправление представлено такими элементами, как задания, поручения, расстановка ответственных, взаимоконтроль и другими

Актив сформирован, к нему переходит организаторская функция педагога. Учащиеся привлекаются к самоуправлению через выборы актива демократическим путем. Они определяют цели, усваивают задачи предстоящей работы, распределяют обязанности, осуществляют оперативное руководство работой, подводят итоги. Педагог занимает позицию консультанта: передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы и класса

Наряду с постоянными органами самоуправления имеется постоянно меняющийся актив в органах самоуправления. Ученическое самоуправление реализуется через коллективное планирование, проведение и анализ дел. Каждый ученик участвует в организации дел в порядке очередности. Педагог при этом занимает позицию партнера. При выполнении общих задач, стоящих перед коллективом, он сотрудничает с учащимися на равных основаниях

своей деятельности. На социально-психологическом уровне между ними устанавливается взаимопонимание, атмосфера взаимопомощи и сопереживания друг другу. Все это способствует тому, что педагоги и учащиеся ощущают себя членами общешкольного коллектива.

Важнейшим из перечисленных условий развития ученического самоуправления является подготовка учащихся к организаторской деятельности (см. схему 77) .

Схема 77