logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности воспитания

Все отношения человека к окружающему миру (к природе, обществу, культуре и т.д.) по сути есть отношения к самому себе и другим людям. Поэтому воспитание нравственной культуры как ядра духовной сферы личности лежит в основе всей системы воспитания. Методологической основой этого направления воспитания является этика - отрасль философии, изучающая мораль. Моральформа общественного или индивидуального сознания, интегрирующая категории, принципы, правила, нормы, идеалы, которые регулируют взаимодействия между людьми. Моральная нормаэто правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственностьосвоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая индивидуальное поведение личности. Нравственное сознаниесинтез нравственных представлений, понятий, этических оценок, моральных мотивов и т.д. Нравственные чувства – форма переживания человеком своего отношения к природным и общественным явлениям, к другим людям и к самому себе. Только став предметом устойчивых чувств, нравственные понятия, оценки, убеждения и т.п. становятся реальными побуждениями к деятельности. Нравственная воспитанностьобщественно ценные свойства и качества личности, проявляющиеся в отношениях, общении, деятельности.

Нравственная культура личности степень (мера) освоения личностью морального опыта общества, выражающаяся в уровне развития нравственных понятий, суждений, нравственных чувств, ценностей, оценок, в способности к нравственному выбору, в уровне сформированности ведущих нравственных качеств и культуры поведения.

В основе нравственной культуры ребенка (взрослого) лежит гуманное отношение к людям. Гуманность представляет собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и переживаемое отношение к человеку как к высшей ценности. К таким свойствам относятся уважение, вежливость, справедливость, сочувствие, эмпатия, терпимость, доверие, самокритичность, дисциплинированность, честность и другие. Воспитание этих и подобных качеств личности основывается на ее потребностях в эмоциональном контакте, в уважении окружающих, в самоуважении, в приобщении к духовному миру другого.

Нравственно-этическая культура личности включает в качестве важнейшей своей составляющей культуру поведения – синтез культуры общения, культуры внешности, культуры речи и бытовой культуры. Культура поведения представлена формами поведения человека в повседневной жизни (в трудовой деятельности, в быту, в общении с другими людьми и т.п.). В них находят внешнее выражение моральные и этические нормы поведения. (Поведение – это деятельность, объектом которой непосредственно или опосредованно выступает другой человек.)

Основными критериями сформированности нравственной культуры личности являются:

В соответствии с этими критериями педагогу следует:

- Организовать целенаправленную работу по нравственному просвещению учащихся, направленную на формирование у них понимания нравственных основ общества, на развитие нравственных чувств (совестливости, сопереживания и др.), на воспитание моральных качеств, формирование норм этикета.

- Включить детей в разнообразные виды деятельности и общение, предполагающие нравственный выбор и оценку. Большое значение в процессе воспитания нравственной культуры имеет ценностно-ориентационная (оценочная) деятельность учащихся.

- Актуализировать все источники нравственного опыта школьников (межличностные отношения в семье, учебной группе, стиль общения и методы взаимодействия воспитателей с учащимися, родителями, друг с другом; взаимодействие образовательного учреждения с социальным окружением; духовные ценности, на которые ориентированы педагоги и т.д.).

Задачи и содержание данного направления воспитательной работы, как и всех других направлений, определяются возрастными особенностями учащихся (см. таблицу 18).

Таблица 18

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Юношеский возраст

Формирование первоначальных основ нравственности. Освоение правил культуры поведения в отношениях с родителями, сверстниками, педагогами, формирование нравственного отношения к природе, заботы об окружающих людях, культуры ненасилия, формирование ценностного отношения к труду.

Приобщение к общечеловеческим ценностям (дружба, милосердие и др.), формирование гуманности, справедливости, ответственности, доброжелательности и других качеств, а также способности и умений нравственного самосовершенствования. Формирование нравственного опыта. Изучение внутриколлективных отношений, уровня воспитанности подростков.

Выделение нравственного аспекта во всех видах деятельности. Решение таких проблем, как эстетика внешнего вида и речи, санитарно-гигиеническая культура подростка, формы общения со сверстниками и взрослыми, этикет взаимоотношений между полами и т.п. с применением групповых и индивидуальных форм воспитания. Профилактика отклонений в нравственном развитии, предупреждение конфликтов со взрослыми и сверстниками

Освоение системы нравственных ценностей (труд, творчество, любовь, ответственность и др.), сочетание этой деятельности с решением задач нравственного самосовершенствования.

Организация дискуссий, пресс-конференций, встреч и т.п., в ходе которых формируется духовность как главный компонент самосознания и мировоззрения старшеклассников