logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Пути и методы формирования экономической позиции учащихся. Ее влияние на выбор будущей профессиональной деятельности

Формирование экономической позиции школьников осуществляется в процессе изучения учебных предметов (истории, географии, химии, биологии, математики, технологии или трудового обучения и других); в процессе внеклассной воспитательной работы и факультативных занятий по экономике; в ходе общественно полезного или производительного труда и собственно экономической деятельности.

Учебные предметы содержат достаточно разнообразные экономические знания и обеспечивают усвоение учащимися основных экономических понятий. Для формирования экономической позиции личности необходимо в рамках этих предметов, а также сложившейся практики политехнического образования, общественно полезного и производительного труда обновить и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности учащихся. Например, на уроках физики, биологии, химии школьники узнают об использовании в производстве достижений науки и техники, обеспечивающих рост производительности труда, на уроках математики решают задачи экономического содержания, на уроках информатики овладевают компьютерной грамотностью.

В Республике Беларусь разработаны программы факультативного курса по экономике, а также программа экономического воспитания школьников (А.В. Ботько и др.). В ходе внеклассных занятий экономической тематики у учащиеся начальной школы формируются «ростки» экономических знаний: представление об экономике, деньгах, домашнем хозяйстве, семейном бюджете и его планировании, труде вообще и организации трудовой деятельности в семье, экономии в быту, торговле, цене, экономических ресурсах, промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг, роли банков в экономике и т.п. У ученика младших необходимо формировать представления о человеке как о бережливом, экономном и хорошем хозяине

Учащиеся 5-9-х классов получают представление о структуре экономики города (района), республики, государственном бюджете, внешнеэкономических показателях; рассматривают проблемы развития мировой экономики (международная торговля, международная экономическая интеграция, типы экономических систем, проблема ограниченности экономических ресурсов, глобальные проблемы человечества и др.). Для учащихся основной школы полезной будет информация об основных категориях рыночной экономики, проблемах экономики переходного периода, обсуждение таких тем, как «Человек на рынке труда», «Человек и бизнес», «Человек в мире информации».

Старшеклассники усваивают знания по следующим разделам: «Экономика предприятия» (понятие о предприятии, виды, организация, финансирование предприятий и т.п.), «Основы предпринимательской деятельности» (сущность предпринимательства, особенности рыночного ценообразования, конкуренция и структура рынка, маркетинг, реклама, менеджмент, этика бизнеса и т.п.). Для выработки экономических умений и навыков, а также умения применять экономические знания учащимся можно предложить создать компанию (фирму) в условиях школы (по А.В. Ботько). Это может быть выпуск школьной (межшкольной) газеты, выпуск кондитерских изделий, оказание услуг в строительстве (организация школьной строительной бригады) или в сельскохозяйственном производстве, оказание репетиторских услуг и т.п. Определив вид производимых товаров или услуг, учащиеся распределяют обязанности, выбирают название компании, определяют руководителей, составляют устав, проводят маркетинговые исследования, разрабатывают финансовый план. На основе этого составляют бизнес план (описание продукта, маркетинговый план, финансовый план, организационный план, перспектива развития), который отвечает на вопрос о целесообразности занятия данным направлением предпринимательской деятельности. Затем происходит регистрация фирмы, решаются вопросы финансирования и на практике реализуется организационный план. Школьная компания работает обычно несколько месяцев, и на протяжении всего срока ее работы ответственные лица осуществляют текущий контроль за ее деятельностью. К окончанию срока работы подготавливается отчет с подробным анализом деятельности школьной компании и решается вопросы о ее закрытии.

Методы и формы формирования экономической позиции разнообразны: беседы, рассказ, лекции, дискуссии, дебаты, экскурсии, викторины, встречи с представителями разных профессий, руководителями образцовых предприятий и хозяйств, ролевые или деловые игры, занятия кружка юных экономистов, информационные часы, просмотр кинофильмов экономической тематики, решение задач производственного характера, выполнение экономических расчетов, определение экономической эффективности изобретения, того или иного вида трудовой деятельности и другие.

Формирование экономической позиции, нравственных и экономически значимых качеств школьников предполагает включение их в общественно полезный или производительный труд, который требует экономически эффективной организации: планирования, нормирования и механизации труда, учета его эффективности и результативности. В общественно полезной трудовой деятельности учащиеся вступают в отношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, бережно относятся к орудиям труда, мебели, инвентарю. Важно при этом, чтобы дети осознавали эти отношения с позиций нравственности и их экономического значения.

Решению задач экономического воспитания, в частности формированию у учащихся чувство хозяина школы, способствует участие их в разных формах школьного самоуправления, создание в школе атмосферы бережного отношения к общественному имуществу, учебному времени, непримиримости к бесхозяйственности и т.п.

Вышесказанное позволяет утверждать, что эффективность экономического воспитания в большей степени зависит от согласованных действий школы, семьи, общественности. Экономическое воспитание реализуется в тесной связи с трудовым воспитанием и подготовкой учащихся к выбору будущей профессии.