logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

4. Построение субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности

В педагогической теории и практике индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании, проявления совокупности его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. В педагогическом процессе эта проблема решается через организацию личностно ориентированного образования школьников.

Личностно ориентированное образование подразумевает максимальный учет возрастных и индивидуальных способностей и потребностей человека и предоставление ему свободы выбора уровня, содержания, сроков и форм обучения. При этом должно быть обеспечено равенство стартовых возможностей для продолжения образования и созданы условия для гармоничного, духовного, физического и интеллектуального развития личности, что предполагает диверсификацию (разнообразие) целей, содержания и программ учебной деятельности учащихся путем внедрения в учебный процесс вариативных учебных планов и разноуровневых программ.

Вариативность образовательной среды при этом обеспечивается многообразием информации, различными видами деятельности и программами их выполнения, большим набором выполняемых учащимися функций и ролей, многообразием применяемых технологий, а также разработкой и реализацией каждым учеником собственной «Я-концепции» творческого саморазвития. При этом под «Я-концепцией» творческого саморазвития понимается стратегия саморазвития субъекта, системообразующими компонентами которой выступают интегративные процессы: самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности (В.И. Андреев). Помощь учителя при этом может заключаться в следующем:

– углубление представлений учащихся об особенностях их мышления, потребностях, мотивах, способностях;

– содействие учащимся в осознании их профессиональных склонностей, интересов и стремлений;

– побуждение учащихся заниматься самообразованием, саморазвитием;

– помощь в построении каждым учеником собственной карты «Я-концепции» творческого саморазвития (примерное содержание карты представлено в таблице 28).

Таблица 28

Вопросы для размышления

«Я-концепция»

Я в прошлом

Я

сегодня

Я в

будущем

Степень и характер саморазвития

1. Мои приоритетные цели

2. Мои типичные проблемы и трудности

3. Способы преодоления трудностей, которые я использовал

4. Способы преодоления трудностей, которым я хотел бы научиться

5. Мои успехи и творческие достижения

6. Уровень моих творческих способностей

7. Мои планы на будущее в области саморазвития

8. Программа моих ближайших действий в области самообразования

9. Программа моих перспективных действий в области самообразования

С целью реализации намеченной программы учащиеся могут получать общее среднее образование, изучая интересующие их предметы на базовом (общеобразовательный минимум), повышенном (базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания) или углубленном (повышенный уровень изучения учебного предмета с усложнением его содержания и увеличением объема) уровнях. Старшеклассники могут обучаться в общеобразовательной школе, получая интересующие их знания через систему факультативных занятий, а также в профильных классах в условиях гимназий и лицеев.

Таким образом, личностно ориентированное образование содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «индивидуальный стиль педагогической деятельности»»? Какова структура ИСПД ?

2. Дайте определение индивидуальному стилю учебной деятельности.

3. Охарактеризуйте возможные стили педагогической и учебной деятельности.

4. Раскройте понятия «индивидуальное портфолио учителя», «индивидуальная образовательная траектория», «Я-концепция» творческого саморазвития».

5. Какие функции выполняют стили деятельности педагога и учащихся?

6. Назовите нормативные требования к полистилистическому пространству, обеспечивающему эффективное развитие индивидуальных стилей деятельности учителя и учеников.

7. Обоснуйте возможность построения субъектом индивидуальной образовательной траектории на основе диверсификации целей, содержания и программ учебной деятельности.

Глоссарий

Материал для «вставок на полях или по тексту»

Сильным, опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд (В.А. Сухомлинский).

Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя (А. Дистервег).

Каждый ребенок обладает потенциалом саморазвития, причем потенциал этот безмерен, и каждый может достичь в жизни цели и осуществить любой жизненный проект (М. Монтессори).

Цель воспитания – помочь каждому ученику обрести свое «Я», свою творческую индивидуальность, чтобы стать личностью (В.И. Андреев).

Цель существования – не обладание (материальное накопление), а живое Бытие, понимаемое как самореализация личности (Э. Фромм)

Стараться быть самим собою – единственное средство иметь успех (Стендаль).

Из мира мудрых мыслей

Не учи рыбу плавать (рус.).

Стремиться – значит жить (нем.).

К чему охота, к тому и смысл (рус.).

Мудрость – наименьшая ноша в пути (дат.).

Сколько голов – столько и умов (рус.).