logo search
ПЕДАГОГИКА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ курс лекций

2. Классификации стилей педагогической и учебной деятельности

В контексте процессуального подхода индивидуальный стиль педагогической деятельности (ИСПД) – это становление собственной системы работы с опорой на индивидуально-личностный потенциал. Анализ ИСПД на основе раскрытия ее ведущих функций в профессиональном взаимодействии с учащимися позволил выделить следующие основные стили педагогической деятельности учителей: коммуникатор, просветитель-интеллигент, организатор-воспитатель, предметник-тренер, учитель-фасилитатор (А. В. Торхова). Рассмотрим их сущность с опорой на ведущие функции (см. схему 89).

Схема 89

Учитель-коммуникатор:

Просветитель-интеллигент:

Организатор-воспитатель: 

Предметник-тренер: 

Учитель-фасилитатор: 

Основной показатель сформированности ИСПД – это уровень креативности, направленности учителя на активную созидательную и преобразующую деятельность, его технологическая подготовленность. На этой основе выделяются следующие стили педагогической деятельности.

Репродуктивный стиль харак­теризуется неустойчивым отношением педагога к педагогической ре­альности, когда цели и задачи собственной педагогической деятельно­сти определены им в общем виде и не являются ориентиром и крите­рием работы. Отсутствует способность решать нестандартные педагогические ситуации. Технолого-педагогическая готовность определяется в основном относительно успешным решением организационно-деятельностных задач практической направ­ленности, как правило, воспроизводящим собственный предшествую­щий опыт и опыт коллег. Профессионально-педагогическую деятель­ность педагог строит по заранее отработанной схеме, ставшей алгорит­мом, творчество ему практически чуждо.

Педагог, имеющий репродуктивно-моделирующий стиль, склонен к устойчивому ценностному отношению к педагогической реальности: он более высоко оценивает роль психоло­го-педагогических знаний, проявляет стремление к установлению субъект-субъектных отношений между участниками педагогического процесса, ему присуща более высокая удовлетворенность педа­гогической деятельностью. Педагогом успешно решаются не только организационно-деятельностные, но и конструктивно-прогностические задачи, предполагающие целеполагание и планирование профессиональных действий, прогноз их последствий. Творческая активность по-прежнему ограничена, но возникают элементы поиска новых решений педагогических ситуаций. Формируется педа­гогическая направленность потребностей, интересов, склонностей; в мышлении намечается переход от репродуктивных форм к поисковым.

Креативный стиль характеризуется большей целенаправленностью, положительно-эмоциональным характером, устойчиво­стью путей и способов профессиональной деятельности, высоким уровнем сформи­рованности умений решать оценочно-информационные и коррекционно-регулирующие задачи. Взаимодействие педагога с обу­чающимися, со студентами-практикантами, коллегами, окружающими людьми отли­чается выраженной гуманистической направленностью, позицией сотрудничества. В структуре педагогического мышления важное место занимают педагогическая реф­лексия, эмпатия, что обеспечивает глубокое понимание личности вос­питанника, его действий и поступков. В работе педагогов важное место занимают такие проявле­ния творческой активности, как педагогическая импровизация, педа­гогическая интуиция, воображение, способствующие оригинальному продуктивному решению профессиональных задач. В структуре личности гармонично сочетаются научные и педагогические интересы и потреб­ности; развитая педагогическая рефлексия и творческая самостоятель­ность создают условия для эффективной самореализации индивиду­ально-психологических и интеллектуальных возможностей.

Учебная деятельность школьников также характеризуется разнообразием стилей. Прежде всего, принято выделять рациональный и нерациональный стили учебной деятельности школьников. При этом под рациональным стилем понимается системное образование индивидуально-своеобразных и устойчиво предпочитаемых способов учебной деятельности, позволяющее конкретному ученику осуществлять эту деятельность на основе сильных сторон своей личности; компенсировать обусловленные генотипом недостатки и ограничения, сказывающиеся на результатах и эффективности познавательных процессов; развивать и реализовывать в учебной деятельности потенциальные индивидуально-творческие возможности.

Если учитель не создает целенаправленно условия для становления у учащихся ИСУД, то у ряда учеников складывается нерациональный стиль деятельности, который проявляется в выборе ими ошибочных индивидуальных способов приспособления к учебной деятельности, тормозящих процесс их саморазвития.

Исходя из трактовки ИСУД как совокупности целесообразных способов осуществления деятельности, обусловленных значимыми для обучения индивидуально-психологическими и когнитивными свойствами обучаемых, выделяются следующие стили учебной деятельности: репродуктивный, интуитивно-чувственный, рационально-логический, индуктивный, дедуктивный, поисково-творческий (Рябоконь А.В.).