logo
Теоретическипе основы обучения математике

3) Процесс образования научных понятий.

Основоположники современной теории понятия (Л.С. Выготский, Л.М. Веккер (1918-2001), А.Н. Леонтьев и др.), рассматривая процесс образования научного понятия, выделили несколько этапов. К ним относятся: этап образования понятия на уровне образа-представления, этап образования предпонятия (предпонятие ещё называют общим представлением), этап образования собственно понятия или научного понятия. Причём каждый новый этап не отменяет предыдущего этапа, а как бы поглощает его.

Пример владения понятием на уровне образа-представления приводит в одной из своих работ учёный психолог и лингвист А.А. Леонтьев (1936-2004). Он пишет: «Ребёнок, ещё не знающий геометрии, может иметь представление о треугольнике; когда он услышит это слово, в его сознании возникает соответствующий образ. Но такой образ не сопровождается знанием свойств треугольника, а возникает как случайное, общее, нерасчленённое впечатление. Это и есть образ- представление» [40, с.85]. Несмотря на то, что мышление человека тесно связано с речью, человек в мышлении часто опирается не на слова, а на образы. Мышление в образах позволяет быстрее и легче решить любую задачу, а потому создание правильных образов изучаемых объектов – одна из задач формирования научного понятия в школе.

Этап предпонятия характеризуется не только наглядными представлениями нового объекта, но и умением в речи выделить его такие черты и качества, которыми он отличается от других объектов. Для математических понятий – это этап «определения» нового объекта и применения определения для распознавания объекта, этап знакомства с некоторыми фактами (теоремами), в которых раскрываются свойства и признаки понятия. На данном этапе сведения об объекте не представляют собою того единства, которое фиксируется учёными как образование новой психической структуры, соответствующей понятию. Все эти сведения разрозненны, не связаны иерархическими отношениями. Предпонятие может образоваться в процессе наблюдения объекта, сравнения его с другими объектами. Причём ребёнок может это сделать иногда без помощи взрослых.

По теории Л.С. Выготского собственно понятия (научные понятия) возникают достаточно поздно и совершенно на другой основе, чем предпонятия. Они возникают в результате овладения систематическими знаниями, в результате специального обучения. Учёный писал: «Понятие … сложная система суждений, приведённая в известное единство, и особая психическая структура в полном и истинном значении слова. Это значит, что система суждений, в которых раскрывается понятие, содержится в свёрнутом, сокращённом виде, как бы в потенциальном состоянии, в структуре понятия. Эта система суждений, как всякая структура, обладает своими особенностями, свойствами, характеризующими её именно как целостную систему …» [13. c. 77]. В результате изучения объекта выявляются взаимосвязи между его элементами, изучается сфера деятельности, к которой имеет отношение изучаемый объект, происходит его включение в систему других объектов. При этом система суждений об изучаемом объекте логически упорядочивается, а система фактов выстраивается в теорию. Л.С. Выготский отводил главную роль в образовании научных понятий процессу обучения детей под руководством взрослых.

Связанные с представлениями научные понятия отличаются от них даже тогда, когда они становятся предпонятиями (общими представлениями). Основное их отличие заключается в том, что представления исчерпывают содержание и возможности наглядного мышления, а понятия служат опорой, материалом для рассуждений. Представление наглядно, понятие наблюдать нельзя. Понятие тесно связано с речью, представление – нет. Представление субъективно и многозначно. К примеру, изображения равнобедренного треугольника разными учениками существенно отличаются. Понятие объективно и однозначно. Не бывает совершенно одинаковых представлений об одном и том же объекте у разных людей. То, что мыслится в понятии, мыслится одинаково всеми людьми.

Представления и предпонятия связаны с «вещественным», наглядным образом объекта. На основе представлений формируется знаковый образ идеализированного объекта, изучение которого приводит к формированию научного понятия.

Нередко у учащихся стихийно возникает наглядный образ объекта, который не вполне соответствует формируемому понятию. Создание правильных представлений обусловливается рассмотрением большого числа примеров конкретных объектов.