logo
Теоретическипе основы обучения математике

3) Работа над содержанием теоремы.

Целью такой работы является усвоение смысла теоремы учащимися; оформление краткой записи теоремы, выполнение чертёжа или рисунка по условию теоремы, если это необходимо.

В методической литературе можно найти немало полезных советов по организации работы над содержанием теоремы. Предложим некоторые из них, которые будут полезны начинающему учителю. Рассмотрим две ситуации.

Первая ситуация – учащиеся самостоятельно сформулировали теорему. Как правило, формулировка в подобных случаях представляет собою простое предложение или имеет импликативную форму. Учитель, начиная работать над краткой записью теоремы, может предложить следующие вопросы:

Выполнять краткую запись на доске может и ученик, если класс имеет хорошую математическую подготовку, или теорема довольно проста.

Вторая ситуация: учитель сам формулирует теорему.

Желательно, чтобы она была записана на доске.

Работа по изучению теоремы в зависимости от её вида описана в таблице 3 (см. в конце пункта).

Условие теоремы может быть очень громоздким. Поэтому в дидактических целях некоторые данные, отмеченные на чертеже, в краткой записи можно опустить.

Пример 7. При доказательстве признака параллельности двух плоскостей краткая запись выглядит следующим образом:

Дано:  и  – плоскости, а1, а2, b1, b2 – прямые, а1  , а2  , b1, b2  . a1a2 , b1b2 , a1b1, a2b2.

Доказать:  .

Очевидно, что основными являются два последних условия: a1b1, a2b2. Остальные условия легко определяются по чертежу. Поэтому краткая запись может быть следующей:

Дано: a1 b1, a2 b2, a1 ∩ a2 , b1 ∩ b2 .

Доказать:  .

Таблица 3.