logo
Теоретическипе основы обучения математике

1) О структуре математического понятия.

Для того чтобы организовать деятельность учащихся по изучению математических понятий, учитель должен владеть теоретическими основами данного процесса, прежде всего, иметь знания об «устройстве» понятий, о законах их функционирования в деятельности, а также иметь в своём распоряжении ориентировочную основу деятельности по формированию математического понятия в процессе обучения.

Рассмотрение психологических теорий образования и сущности научного понятия, построение логической модели структуры математического понятия [см. 9] позволили автору сделать следующие выводы о сущности и образовании научных понятий, к которым, в первую очередь, относятся математические понятия:

Процесс изучения математического объекта протекает примерно по следующему сценарию: по какому-то определённому качеству он выделяется среди других объектов, например, треугольник с двумя равными сторонами выделяется среди других треугольников, придумывается термин для обозначения нового объекта, затем рассматриваются его свойства, то есть высказываются суждения о нём, например, в треугольнике имеется два равных угла, выясняются логические связи между суждениями, что приводит к доказательству теорем. На этом этапе, иногда и раньше, появляется необходимость в выборе определения объекта изучения. В итоге выстраивается теория, изучение которой закладывает основы образования соответствующего математического понятия. В теоремах отражены некоторые факты о том, какую роль играет то или иное суждение в структуре понятия. Например, суждение: «два угла треугольника равны», следует из того, что треугольник является равнобедренным. Но верно и обратное: «равнобедренность» треугольника следует из равенства двух углов треугольника. В первом случае говорят, что «равенство двух углов» является свойством равнобедренного треугольника, а во втором «равенство двух углов» является его признаком.