logo
Теоретическипе основы обучения математике

3) Развивающие цели урока математики.

Этот блок целей и задач связан с развитием основных, стержневых качеств личности, в формировании которых обучение математике занимает существенное место. В педагогике и психологии к развивающим относят цели, направленные на развитие мышления, воображения, памяти, внимания, наблюдательности, речи и других качеств личности ученика. Кроме того, именно к развивающему блоку целей следует отнести вооружение учащихся мировоззренческими знаниями, знаниями о процессе научного познания, о развитии математики как науки. К развивающим целям мы относим также формирование познавательного интереса учащихся к учению вообще и к изучению математики в частности.

Рассмотрим конкретизацию некоторых целей в частных задачах.

Развитие дедуктивного мышления.

Примерный перечень задач, которые конкретизируют данную цель: формировать умение выводить следствия из данных посылок; формировать умение анализировать учебный материал, вычленять сущность вопроса, конкретизировать (выделять частные случаи), схематизировать и структурировать учебный материал; формировать дисциплину и критичность мышления учащихся.

Развитие алгоритмического мышления.

Такая цель может быть поставлена и реализована в процессе обучения учащихся выполнению математических действий по определённому алгоритму.

Развитие эвристического мышления.

Эта цель может быть поставлена на уроках, где применяется проблемный подход, осуществляется обучение учащихся исследовательской деятельности, решаются нестандартные задачи.

Примерный перечень задач, направленных на достижение цели: познакомить учащихся с процессом научного познания, формировать представление учащихся о развитии знаний о числе, создать условия для развития интуиции учащихся, формировать умение формулировать гипотезы, формировать умение обосновывать свои догадки, свои утверждения и т.д.

Развитие речи.

Примерный перечень задач, соответствующих поставленной цели: развивать точность, лаконичность словесного выражения мысли учащихся; обогащать и усложнять словарный запас за счёт изучения новых терминов и символов; формировать умение аргументировать собственные выводы и выводы своих товарищей.

Развитие сенсорной сферы предполагает развитие глазомера; ориентировку в пространстве, точность и тонкость различения формы.