logo
Теоретическипе основы обучения математике

4) Принципы обучения.

Для обеспечения единого подхода к организации обучения, к выбору средств и методов необходимо придерживаться некоторых общих положений, называемых принципами обучения.

Принципы обучения – это важнейшие, основополагающие требования к организации процесса обучения.

Они являются главным ориентиром в работе учителя. Система дидактических принципов представляет собою один из основных вопросов дидактики.

Общепризнанной является следующая система дидактических принципов.

Охарактеризуем лишь некоторые из них.

Принцип научности. Реализация принципа научности в процессе обучения математике предполагает выполнение следующих условий:

1. Соответствие содержания и методов обучения уровню и потребностям современной математики.

2. Соответствие содержания, методов и форм обучения закономерностям процесса обучения, выявленным в психологии и педагогике.

3. Создание у школьников верных представлений об общих методах познания действительности математическими средствами.

Следуя этому принципу, учитель обязан не допускать фактических ошибок; следить за правильностью формулировок определений и теорем; приучать учащихся к логически грамотным рассуждениям и обоснованиям; критически относиться, в частности, к утверждениям, которые не обоснованы, не доказаны, грамотно проектировать и проводить урок с учётом требований к нему в методике обучения математике, с учётом психофизиологических особенностей своих учащихся.

Принцип сознательности, активности, самостоятельности. О соблюдении этого принципа говорят, если выполняются следующие условия:

Учебное познание – это усвоение учащимися новых знаний и способов деятельности. Процесс усвоения осуществляется по следующим этапам: восприятие – осмысление (понимание) – запоминание – применение. Если в процессе обучения математике учащиеся будут совершать умственные действия в соответствии с названными этапами, можно говорить о соответствии познавательной деятельности школьников закономерностям процесса учения. Сознательность в обучении понимается как глубокое осмысление основ наук, умение использовать знания в новых условиях, превращение знаний в убеждения, в руководство к действию.

Активность характеризуется стремлением учащихся к учению, проявлением волевых усилий, направленных на овладение знаниями и способами действий. Активность учащихся на уроках математики достигается посредством создания следующих условий:

Познавательная самостоятельность – это высшая форма сознательности и активности обучения. Она характеризуется способностью ученика ориентироваться в новых ситуациях, независимостью собственных суждений, критическим подходом к суждениям других, а также желанием не только освоить новые знания, но и способ их добывания.

Принцип дифференцированного подхода к обучению (кратко – принцип дифференциации). Принцип дифференциации рассматривается в методике обучения математике как один из важнейших с давних пор. Однако в разные времена ему придавался различный смысл.

Современная трактовка данного принципа впервые была дана в 1990-м году в статье Г.В. Дорофеева и др. «Дифференциация в обучении математике» [25]. Основные положения о дифференциации обучения на современном этапе изложены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года [34].

В настоящее время под дифференциацией понимают систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. Различают два вида дифференциации: уровневую и профильную.

Уровневая дифференциация. Это ведущее направление дифференциации в основной школе. Она основывается на планировании результатов обучения, явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Этот вид дифференциации характеризуется тем, что учащиеся, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, могут усваивать учебный материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Необходимыми условиями для реализации уровневой дифференциации в обучении являются следующие:

Профильная дифференциация. Так называют дифференциацию обучения по содержанию. Данный вид дифференциации предполагает обучение разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений и разным спектром рассматриваемых вопросов. Разновидностью профильной дифференциации является углубленное изучение математики. Профильная дифференциация осуществляется, в основном, в старшей школе. Для её реализации существуют специальные учебные планы и программы. В рамках профильной дифференциации можно осуществлять и уровневую дифференциацию.

Характеристику остальных принципов обучения можно найти в учебных пособиях 47, 48.