logo
Теоретическипе основы обучения математике

2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.

Доказательства теорем в учебниках, как и приведённое доказательство в примере 1, чаще всего являются неполными: отдельные их элементы опускаются. Говорят, что доказательство приведено в свёрнутом виде.

Доказать теорему – это значит ответить на вопросы: а) что доказывается; б) из каких посылок следует каждый вывод; в) как доказываемое утверждение получено из раннее известных фактов.

Доказательство, отвечающее этим требованиям, называют полным. В математической логике в структуру полного доказательства входят и правила вывода, по которым проводятся рассуждения. В школьном курсе математики правила вывода в процессе доказательства не фиксируются, то есть ответ на третий вопрос остаётся открытым. Доказательство считается полным, если указаны частные посылки, общие посылки и вывод в каждом дедуктивном рассуждении, входящем в состав доказательства. Доказательства школьного курса математики также нельзя отнести к строгим (соответствующим понятию «доказательство» в математической логике), так как некоторые выводы в них делаются на содержательном уровне. Например, когда вместо дедуктивных обоснований говорят: «Это видно по чертежу».

При доказательстве теорем нужно помнить:

Прежде чем разрабатывать проект изучения той или иной теоремы учитель должен провести её анализ.