2) Подготовительный этап.
Перед изучением новой теоремы необходимо убедиться, что учащиеся владеют знаниями и умениями, которые нужны для успешного изучения данной теоремы. Для этого предварительно можно задать на дом повторить нужный материал, а в классе организовать проверку, причём таким образом, чтобы в итоге можно было осуществить переход к новой теореме. Полезно подготовить вспомогательные упражнения, решение которых снимет трудности в понимании смысла теоремы или отдельных моментов доказательства.
Мотивация изучения теоремы проводится различными средствами. Перечислим некоторые из них, на наш взгляд, наиболее эффективные.
Обращение к жизненному опыту учащихся.
Использование элементов историзма: рассказ о математике, который имел отношение к доказательству теоремы; история открытия данного факта; история развития данной теории в математике.
Постановка проблемы, которая затем будет решена в процессе рассмотрения новой теоремы.
Решение проблемной задачи.
Использование наглядных пособий (моделей многогранников, таблиц, электронных презентаций).
Выполнение лабораторных и практических работ.
Рассмотрим примеры организации подготовительного этапа работы над теоремой.
Пример 1. Рассмотрим начало работы над теоремой, которая называется признаком перпендикулярности прямой и плоскости: Если прямая, не лежащая в плоскости, перпендикулярна каждой их двух пересекающихся прямых, лежащих в плоскости, то она перпендикулярна плоскости. Перед изучением теоремы полезно повторить определение, выяснить, какими фактами можно воспользоваться для доказательства перпендикулярности прямой и плоскости. При этом ответ должен быть следующим: чтобы доказать перпендикулярность прямой и плоскости, нужно выбрать на плоскости произвольную прямую и доказать, что она перпендикулярна данной прямой. Очевидно, использовать определение на практике неудобно. Как же поступали в этих случаях при изучении других определений? После определения в таких случаях рассматривали новый, отличный от определяющего, признак нового понятия.
Подобные рассуждения заканчиваются постановкой проблемы – отыскать признак перпендикулярности прямой и плоскости. Решению проблемы поможет пример с новогодней ёлкой: за счёт чего ёлка держится вертикально относительно плоскости пола? Учащиеся, как правило, отвечают: за счёт подставки. В конечном счете, они приходят к выводу, что достаточно крестовины, чтобы ёлка стояла вертикально. Делая соответствующие обобщения, переходя на язык математики, ученики самостоятельно формулируют признак перпендикулярности прямой и плоскости.
Эти нехитрые рассуждения не только оживляют начало работы над теоремой, но и в некоторой степени служат примером использования метода научного познания. Тем самым они способствуют формированию научного мировоззрения учащихся. После подобного примера эффективно проходит работа над структурой теоремы, в частности несложно доказать ученикам, что прямые в плоскости должны быть пересекающимися, а слова «прямая, не лежащая в плоскости» можно и опустить, так как не существует в плоскости прямой, которая была бы перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в той же плоскости.
Пример 2. Перед доказательством теоремы Пифагора принято рассказывать учащимся о Пифагоре и его заслугах, сообщать о том, что существует около сотни доказательств этой теоремы. Всё это, несомненно, вызывает непроизвольный интерес учащихся. Однако более ценным для их развития будет обсуждение проблемы, которая приведёт к доказательству теоремы Пифагора.
Изучение любого многоугольника, в частности треугольника, сводится, прежде всего, к выявлению соотношений между его элементами. При рассмотрении прямоугольного треугольника также математиков интересует, как связаны между собою его углы и стороны. После подобного вступления повторяются уже известные к этому времени соотношения. Выясняется, какие соотношения ещё не выявлены. Таким образом, учащиеся сами могут сформулировать проблему, которая должна быть решена: отыскание связи между сторонами прямоугольного треугольника. После этого можно привести исторические сведения о Пифагоре и теореме. Гипотеза по поводу решения проблемы может быть осуществлена после небольшого исследования. Учащиеся строят прямоугольный треугольник и, измерив стороны, сравнивают квадрат большей стороны с суммой квадратов двух других сторон.
Постановка проблемы даже тогда даёт положительный мотивационный эффект, когда её формулирует сам учитель. Постановка проблемы позволяет расширить представления учащихся о том, как устроена математика.
Пример 3. В методической литературе часто о проблемной задаче пишут как о задаче, при решении которой учащиеся встретились с затруднением. И это затруднение связано с недостатком имеющихся знаний. Наблюдения за работой учащихся на уроках показывают, что сами они, как правило, причину затруднения определить не могут. Потому к отбору проблемных задач нужно подходить с позиции разрешаемой в данной теореме проблемы. Например, в качестве проблемной задачи при изучении теоремы, обратной к теореме Пифагора, можно рассмотреть исторический факт из истории вавилонян: как использовали вавилоняне верёвку с узлами для построения прямого угла (рассказ об этом есть на страницах учебника геометрии). Очевидно, решить эту задачу вслед за вавилонянами учащиеся могут, если учитель приготовит соответствующее наглядное «пособие» – верёвку с узлами. После «эксперимента» ученики, как правило, находят правильное решение. Непроизвольный интерес на этом уроке обеспечен. Но учитель должен позаботиться о том, чтобы после экспериментирования была правильно сформулирована проблема, которую решили учащиеся. Решению задачи помогло отыскание правильного соотношения между сторонами и углами в построенном прямоугольном треугольнике. Учитель может подсказать, какое это соотношение: 32 + 42 = 52. Такой подход к мотивации теоремы даёт ещё и возможность рассказать о неполной индукции и дедуктивных методах рассуждений. Для учащихся 8-9-го класса, где изучается теорема Пифагора и теорема, обратная к ней, обсуждение подобных вопросов вполне доступно.
Пример 4. Наглядный образ математического объекта помогает установить его свойства, сформулировать нужные теоремы. Например, изучая модель куба, можно вместе с учениками сформулировать свойства параллельных плоскостей: прямые пересечения двух параллельных плоскостей третьей плоскостью являются параллельными; отрезки параллельных прямых, заключённые между параллельными плоскостями, равны.
Рассматривая графики функций можно сформулировать теоремы о связи производной со свойствами функции.
Самостоятельное открытие новых фактов учащимися создаёт ситуацию успеха, а, следовательно, оказывает положительное воздействие на мотивацию деятельности учащихся, направленной на изучение теоремы и её доказательства.
Пример 5. Изучение теоремы о сумме углов треугольника многие учителя начинают с небольшой лабораторной работы: каждому учащемуся предлагается построить треугольник, измерить транспортиром его углы и сложить их величины. Либо у бумажной модели треугольника оторвать уголки и сложить из них развёрнутый угол. Затем на основе результатов «эксперимента» выдвигается гипотеза сумме углов произвольного треугольника.
Пример 6. При изучении темы «Призма» (11-й класс) учащимся может быть дано следующее задание: изучить свойства боковых граней призмы (1-й ряд); изучить свойства боковых рёбер (2-й ряд); изучить свойства двугранных углов призмы (3-й ряд). После непродолжительной работы с моделями призмы формулируются свойства. Ребята с первого ряда отметили следующие свойства: боковые грани призмы являются параллелограммами; если боковые грани проходят через параллельные стороны основания, то они параллельны. Ребята со второго ряда заметили, что боковые рёбра призмы параллельны и равны. Третий ряд предположил, что двугранные углы при параллельных гранях пирамиды в сумме составляют 1800; двугранные углы при параллельных рёбрах верхнего и нижнего основания либо равны, (когда рёбра принадлежат одной грани), либо в сумме составляют 1800, (когда рёбра принадлежат разным граням). После этого каждый ряд должен «защитить» свои гипотезы, то есть доказать предложенные утверждения.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,