3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
Формирование умения изучать математический объект, открывать его свойства и признаки можно осуществить с использованием исследовательского подхода. При этом можно спроектировать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы воспроизвести (с некоторой долей достоверности!) деятельность учёного-математика, направленную на изучение нового объекта и построение теории понятия.
При исследовательском подходе совместная деятельность учителя и учащихся проходит по следующим этапам:
определение цели деятельности;
эмпирическое изучение нового математического объекта;
формулирование гипотез относительно его свойств как результат предыдущего этапа (получение совокупности суждений, в которых отражены свойства нового объекта);
начало построения теории понятия: введение термина, выбор определяющего признака, формулировка определения нового объекта;
начало систематизации суждений: формулирование утверждений о свойствах объекта и проверка их истинности путём дедуктивных доказательств;
поиск признаков исследуемого объекта (доказательство обратных утверждений);
систематизация суждений о новом объекте: уточнение логических связей между суждениями; логическое упорядочение содержания нового понятия;
обучение применению нового понятия в деятельности: решение опорных задач; выделение общих приёмов деятельности, способствующих применению понятия (например, отыскание эвристик);
применение понятия в нестандартных ситуациях.
Пример 3. Рассмотрим данный подход на примере изучения понятия «параллелограмм».
У чащимся предлагается изучить соотношения между сторонами и углами представленного на рис.15 четырёхугольника c попарно параллельными сторонами. При этом термин «параллелограмм» пока не вводится. В результате наблюдений ученики могут высказать следующие суждения.
В четырёхугольнике ABCD:
1) AB||CD и BC||AD.
2) AB||CD и AB =CD.
3) BC||AD и BC = AD.
4) Диагонали точкой пересечения делятся пополам.
5) ∆ ABD = ∆ BDC и AB || CD.
6) Противоположные углы четырёхугольника равны.
7) Треугольники, которые образуются при пересечении диагоналей, попарно равны.
Возможно, учащиеся выскажут и некоторые другие суждения.
Учитель проводит следующую беседу: «В математике ничего не принимается «на веру». Наши наблюдения, даже если они справедливы, должны быть обоснованы. Поскольку мы изучали определённый математический объект – четырёхугольник определённой формы, то желательно его как-то назвать. В математике такой четырёхугольник называется параллелограммом. Для того, чтобы проверить справедливость высказанных суждений, необходимо одно из них принять за основу построения новой теории. Такой основой служит определение нового объекта. Определение выбирает тот учёный, который первым выстраивает теорию. В качестве определяющего выбирается такой признак объекта, по которому нетрудно его распознать среди других четырёхугольников. Судя по названию, параллелограммом следует назвать четырёхугольник, у которого противоположные стороны попарно параллельны.
Выполним краткую запись определения:
Четырёхугольник – параллелограмм противоположные стороны четырёхугольника параллельны.
После этого формулируются утверждения о свойствах параллелограмма – соответствующие теоремы. Предпринимаются попытки их доказать».
Учащиеся с помощью учителя формулируют теоремы:
Если четырёхугольник – параллелограмм, то его противоположные стороны равны.
Если четырёхугольник – параллелограмм, то диагонали точкой пересечения делятся пополам. И т.д.
Доказательство этих теорем можно организовать в форме групповой самостоятельной работы или обычным способом. Если учитель на предыдущих уроках провёл необходимую подготовительную работу к доказательству свойств параллелограмма, то ребята самостоятельно справляются с ними. Итогом данной работы должно стать составление логической схемы для содержания понятия «параллелограмм». С помощью схемы выясняются связи между отдельными суждениями, например. Если в четырёхугольнике противоположные стороны равны, то диагонали его точкой пересечения делятся пополам. При этом не следует жалеть времени на выяснение роли свойств в учебно-познавательной деятельности: в процессе решения задач, при доказательстве теорем. После изучения свойств учитель обучает учащихся их применению. После доказательства свойств (на следующем уроке) учитель сообщает учащимся, что дальше математики, как правило, формулируют обратные утверждения к доказанным теоремам и пытаются их доказать. Здесь важно донести до учащихся содержательный смысл обратных утверждений, а именно, что на самом деле мы проверяем, можно ли использовать выделенные ранее суждения о параллелограмме 1-7 в качестве его признаков, то есть проверяется возможность их использования для распознавания параллелограмма среди других четырёхугольников. После доказательства каждой теоремы вносятся соответствующие изменения в логическую схему понятия «параллелограмм». Понятие «параллелограмм» изучается в 8-м классе. Но подобную работу в курсе геометрии можно начать уже с семиклассниками при изучении равнобедренного треугольника. Вообще исследовательский подход к изучению понятий эффективен тогда, когда математический объект имеет наглядный образ, понятие «богато» свойствами и признаками. К таким понятиям можно отнести геометрические понятия: равнобедренный треугольник, ромб, квадрат, равнобедренная трапеция и др.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,