logo
Теоретическипе основы обучения математике

2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.

Одной из важнейших задач обучения математике в школе является формирование умений правильно мыслить и рассуждать. Мышление тесно связано с речью. Учёными доказано – нельзя развивать мышление, не развивая речь ученика. Потому перед учителем математики наравне с задачей развития мышления стоит задача развития речи учащихся.

При оценивании качества речи применяются термины: правильность речи, культура речи. Выясним значение этих терминов и их связь.

Культура речи – соответствие индивидуальной речи нормам русского языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Очевидно, когда говорят о развитии речи учащихся, то, прежде всего, имеют ввиду формирование культуры речи. Под термином «культура речи» понимаются такие её качества как логичность, правильность, целесообразность, выразительность, экономичность, оригинальность, точность. Раскроем значения этих терминов.

Логичность речи. Логичной называют речь, которая выражает мысль; обладает какими-то ценностями; понятна слушателю; не содержит логических ошибок. Наиболее часто встречающиеся логические ошибки: а) нарушения логической последовательности в тексте; б) неоправданные повторы одной и той же мысли; в) подмена понятий, суждений другими; г) пропуск важных смысловых звеньев, блоков в ходе рассуждений, доказательств, повествований, описаний; д) «довод к человеку или к публике» - вместо доказательства говорящий хвалит или поносит своего противника, оппонента; е) невыверенная истинность, то есть возможная ложность исходного тезиса в цепи рассуждения, доказательства; ж) порочный круг: тезис обосновывается аргументами, которые сами вытекают из этого тезиса; з) поспешное обобщение: вывод сделан слишком рано, при недостаточном количестве аргументов; и) «после этого – значит по причине этого»: ошибка, встречающаяся по преимуществу в бытовой речи; к) понятия разных уровней стоят в одном ряду.

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Многие учёные-языковеды, специалисты по культуре речи, считают, что эта группа требований является главной и даже единственной. Требования грамматической правильности к языку речи, произносимой без предварительной записи и заучивания наизусть, хотя и с подготовкой, не так строги, как требования к литературной работе или к чтению по рукописи. Но только полная уверенность в этом отношении даст возможность при произнесении речи сосредоточиться не на словах, а на её содержании.

Коммуникативная целесообразность (уместность) речи. «Говори не ему, а с ним» - древнее правило риторики. Выбор слов и их сочетаний должен подходить для устного общения и соответствовать теме, аудитории и обстановке.

Выразительность – это образность, применение средств поэтики: ритмика речи, стилистические фигуры, крылатые слова. Выразительность – это экспрессия, эмоциональность.

Выразительность – это переход от умения к мастерству, это самовыражение личности, это шаг к искусству, мастерству речи.

Экономичность. Отсутствие ясности и силы – обычный результат многословия, наиболее частого порока устной и письменной речи. Его порождают многие причины: неясность мышления, ведущая к повторам и неожиданным отклонениям; недостаточный словарный запас, вызывающий потребность обращения ко многим словам в тщетных попытках найти одно настоящее; пустословие из-за отсутствия мыслей; чрезмерная обстоятельность вместо надлежащего отбора материала.

Оригинальность. Отсутствие стереотипов, оригинальность идей.

Точность. Из-за отсутствия точности в языке оратора слушатель лишён возможности составить ясные представления об его идеях. Ошибки: отвлеченный язык, общие понятия, ничего не говорящие обозначения [66].

Очевидно, и речь учителя, прежде всего, и речь учащихся на уроках математики должна соответствовать критериям правильности и культуры речи.

Для решения задачи развития речи учащихся учителю необходимо соблюдать следующие требования:

  1. В процессе обучения математике необходимо использовать, кроме естественного и символьного языка, нагляднообразный язык – язык графиков, чертежей, схем, рисунков. Необходимо помнить, что мысль, выраженная только символически, плохо усваивается.

  2. Письменная и устная речь учителя должна быть образцом для учащихся.

  3. Ошибки в речи учащихся должны исправляться, а их причины анализироваться.

  4. Значение каждого нового термина и символа необходимо не только тщательно разъяснять, но и давать образцы его использования в устной и письменной речи.

  5. При проведении рассуждений следует требовать от учащихся полной аргументации.

  6. К каждому уроку полезно готовить системы специальных упражнений для развития речи учащихся. Такие упражнения не всегда есть в учебнике.

В статье И.А. Гибша «Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики» [15] вскрываются наиболее распространённые ошибки в речи учителя и учащихся на уроках математики. Несмотря на то, что статья была написана в 1952 году, она остаётся актуальной и интересной и в наши дни. Советуем её прочитать.