logo
Теоретическипе основы обучения математике

1) Упражнение. Система упражнений.

Достижение каждой цели требует выполнения определённой деятельности, и, следовательно, владения теми действиями, которые входят в состав деятельности. Формирование действий происходит в процессе их выполнения, то есть посредством упражнений. Упражнение – это специально отобранное задание, направленное на усвоение некоторого действия. Действия же могут быть направлены на усвоение новой информации и овладения новой деятельностью.

В данном пункте рассмотрим вопрос об упражнениях и их системах, необходимых для усвоения нового математического действия.

Система упражнений (СУ) – это совокупность заданий, основная цель решения которых – при минимальных затратах времени добиться усвоения нового знания или формирования некоторого умения. Существует ряд общих требований к составлению систем упражнений, выработанных в психологии и педагогике, которых должен придерживаться учитель. При составлении СУ должны быть учтены индивидуальные особенности и возможности учащихся. При составлении СУ необходимо учитывать закономерности процесса усвоения. В частности, при составлении СУ нужно учитывать следующие положения:

Г.И. Саранцев [62] предложил следующую классификацию упражнений: упражнения, стимулирующие учебно-познавательную деятельность учащихся; упражнения, организующие и осуществляющие учебно-познавательную деятельность школьников; упражнения, в процессе выполнения которых осуществляется контроль и самоконтроль эффективности учебно-познавательной деятельности.