logo
Теоретическипе основы обучения математике

1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.

Деятельность учителя в школе многогранна, но в значительной мере она связана с умением планировать учебный процесс и реализовывать планы на каждом уроке. Любая конструктивно- проектировочная деятельность начинается с постановки целей деятельности. По ходу деятельности цели уточняются, конкретизируются в частных задачах. Осознание и чёткая формулировка целей и частных задач на каждом этапе деятельности способствует её успеху.

Целеполагающая деятельность учителя является одним из результатов анализа содержания обучения. Особое значение анализ содержания имеет для начинающего учителя. За время обучения в ВУЗе будущий учитель должен овладеть умением анализировать учебный материал. Прежде всего, он должен уметь анализировать содержание темы школьного учебника. На основе анализа проектируется изучение темы в классе.

Основные этапы обучения анализу содержания, его цели и как результат – конструктивно-проектировочная деятельность, соответствующая каждому этапу приводится в таблице 1.

Таблица 1.

Вид анализа

Цель анализа

Соответствующая проектировочная деятельность

1

Анализ крупной темы.

Постановка целей изучения темы, выявление узловых моментов, основных проблем данной темы.

Тематическое планирование.

2

Анализ пункта учебника, системы упражнений к нему.

Определение места, роли данного материала в крупной теме. Формулирование триединой цели и частных задач.

Проектирование урока или системы уроков.

3

Анализ структурных единиц содержания (понятий и их определений, теорем и их доказательств, отдельных задач и т.д.)

Определение частных задач урока. Разработка типового проекта изучения отдельных структурных единиц содержания.

Конструирование отдельных этапов урока.

4

Анализ новых предметных действий, которые должны усвоить учащиеся.

Определение частных задач. Формулирование ООД.

Конструирование отдельных этапов урока.

Структурный анализ крупной темы помогает определить цель её изучения и частные задачи. При этом полезно обратиться к Программе по математике, где также есть необходимые сведения по организации изучения данной темы. Если при изучении алгебры основной задачей, стоящей перед учителем и учениками, является усвоение операций над объектами, которые вводятся аксиоматически, то при изучении геометрии приоритеты другие. На множестве геометрических объектов операций нет, но подробно изучаются отношения как между элементами отдельного объекта, так и между геометрическими объектами. Причём теоремы о свойствах и признаках объектов и отношений между ними доказываются путём дедуктивных рассуждений. В связи с этим цели обучения математике, оставаясь независимо от учебного предмета постоянными, конкретизируются на уроках алгебры и геометрии разными частными задачами.

Кроме определения целей и задач, в процессе анализа крупной темы учитель должен попытаться ответить на вопросы: