2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
Одной из главных задач на каждом уроке должна стать задача мотивации изучения новых знаний. Под мотивацией будем понимать такой этап процесса обучения, основная цель которого – формирование положительных мотивов, потребностей учащихся, направленных на приобретение новых знаний, на овладение новой деятельностью.
К частным задачам формирования мотивации на уроке можно отнести две важнейшие задачи: 1) обоснование необходимости изучаемого материала для решения практических, жизненных задач; 2) обоснование необходимости изучения новых знаний, исходя из потребностей математики как науки.
Рассмотрим некоторые примеры обоснования необходимости изучаемого материала для решения практических, жизненных задач.
Пример 1. При изучении темы «Масштаб» (6-й класс) выстраивается математическая модель решения такой практической задачи, как определение реального расстояния между объектами с помощью географической карты. Решение задачи сводится к нахождению неизвестного члена пропорции. Основным методом формирования мотивов изучения нового материала является создание проблемной ситуации в виде практического задания. Урок может начаться с решения задачи: «Как, используя карту, командир определяет расстояние до высоты, которую должны занять его солдаты?».
Пример 2. Изучение темы «Проценты» является продолжением изучения темы нахождение дроби от числа и числа по его дроби. Естественно изучение такой темы можно начать с решения задачи: «Бабушке повысили пенсию на 6%. На сколько рублей повысилась пенсия бабушки, если пенсия до повышения составляла 7000 р.?».
При формулировании практических мотивационных задач следует помнить о том, чтобы их решение не было слишком громоздким. Иначе вместо положительных мотивов можно получить обратный результат. Так нередко бывает, когда учитель, например, старается мотивировать изучение логарифмической функции решением задач из биологии, физики и др. Не только построение математической модели, но и её решение вызывает значительные затруднения у большинства учащихся. В результате у них создаётся впечатление, что эта тема слишком для них трудна.
Рассмотрим примеры обоснования необходимости изучения нового знания, исходя из потребностей математики как науки.
Пример 3. Учитель, в первую очередь, сам должен подумать, с какой целью вводится в математике новое понятие. Ответ на этот вопрос, который был бы доступен пониманию учащихся, не всегда удаётся найти. Но нельзя пропустить такие случаи, где можно это сделать. Например, введение нового вида чисел можно обосновать решением той же проблемной задачи, с которой столкнулись учёные много веков назад. Отрицательные числа необходимы для того, чтобы из любого натурального числа можно было бы вычесть другое натуральное число, иначе нельзя было бы решить, например, уравнение x + 7 = 3. Введение понятия «отрицательное число» целесообразно начать с постановки проблемной задачи: как из двух вычесть пять? Полезно рассказать учащимся о том, как сложно шёл процесс расширения числовых множеств, что возникновение новых чисел и действий над ними – результат работы учёных в течение многих столетий.
Пример 4. Большинство учащихся не задумывается над тем, зачем нужно вводить понятие «арифметический квадратный корень», когда уже есть понятие квадратного корня. Мотивацию введения данного понятия рекомендуется начать с задания учащимся: найдите произведение квадратного корня из четырёх и квадратного корня из девяти. Сразу же выяснится, что даже в таком простейшем упражнении получится два ответа: 6, – 6. А сколько же ответов получится, если мы захотим сложить квадратные корни из этих чисел? Оказывается, что получится 4 ответа. Здесь полезно вспомнить, какие операции выполняются над числами, подчеркнуть, что всякий раз результат операции над числами находится однозначно. После этих упражнений учащиеся могут прийти к выводу о том, что операция извлечения квадратного корня из положительных чисел не является однозначной. Это обстоятельство затрудняет выполнение действий над корнями. Чтобы устранить этот недостаток и вводится новое понятие «арифметический квадратный корень».
Пример 5. В школьном курсе математики много времени отводится изучению действий над числами из разных числовых множеств: натуральными числами, целыми числами, десятичными и обыкновенными дробями. Учитель должен обосновать потребность во введении нового числового множества для дальнейшего изучения математики. Учащиеся должны понимать, что при введении новых чисел основная задача – учиться выполнять действия над ними. Сразу ставится цель: выяснить, какие действия и как, по каким алгоритмам (правилам), выполняются над данными числами. Алгоритмы выполнения действий вырабатывались веками. Требование от учащихся немедленного их открытия часто приводит лишь к потере времени на уроке.
Пример 6. При изучении степеней, корней, логарифмов, таких чисел, как sin 2, cos 3,2 учащимся следует объяснить, что это тоже числа, но в «новых одёжках», а потому следует рассмотреть вопрос об операциях над этими числами. Такие пояснения служат мотивацией осмысленного изучения свойств степеней, корней, логарифмов, формул тригонометрии.
Проектируя урок, учитель формулирует цели преимущественно для себя. Но на уроке эти цели в доступной форме должны быть сообщены ученикам, при этом они должны быть приняты, осмыслены ими. Мотивация создаёт благоприятные условия для постановки целей урока учащимся. Благодаря грамотно организованной мотивации, деятельность учащихся на уроке становится осознанной, целенаправленной, интересной, что, в конечном счёте, приводит к успешному усвоению математики.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,