logo
Теоретическипе основы обучения математике

4) Задачи «на работу».

Задачи на работу традиционно трудны для учащихся. В них, как правило, мало данных. Рассмотрим стандартную задачу «на работу».

Пример 3. Задача: « Два грузовика, работая совместно, могут выполнить работу за 4 дня. Работая отдельно, второй грузовик выполняет ту же работу на 6 дней дольше, чем второй рабочий. За какое время выполнит всю работу первый грузовик, работая отдельно?

При решении задачи «на работу» следует помнить, что процесс работы характеризуется тремя величинами: весь объём выполняемой работы (А), объём работы, выполненный за 1 единицу времени (эту величину ещё называют скоростью выполнения работы или производительностью) (N), время выполнения работы (t). Величины связаны формулой: A = N × t. Кроме того, полезно знать, что если объём работы не указан, то его можно обозначить буквой или принять за 1.

Проведя работу над содержанием задачи, так как указано выше, составим таблицу:

A

t (дн.)

N

1-й грузовик

1

х

1/х

2-й грузовик

1

х + 6

1/(х+6)

Вместе

1

4

¼

Так как грузовики, работая вместе, выполняют 1/ х + 1/ (х + 6) или ¼, то получим уравнение: 1/х + 1/(х + 6) = ¼.

Конечно, для того чтобы учащиеся научились решать более сложные задачи «на работу», они должны уверенно решать стандартные задачи, пример одной из них рассмотрен выше. Оформление таблицы по условию задачи, делает её решение понятным ученикам. Но в сложных случаях приходится составлять не одну таблицу, а две. Например, процесс работы планировалось выполнять определённым образом. Но выполнялся фактически он как-то иначе. Поэтому получаем одну таблицу – «по плану», а вторую «фактически».

Заканчивая рассмотрение вопросов, связанных с решением сюжетных задач, ещё раз подчеркнём некоторые важные моменты, способствующие формированию умения решать сюжетные задачи.

Важно, чтобы учащиеся были знакомы с процессом, о котором идёт речь в задаче, знали величины, которыми он описывается, умели бы установить их связь. Поскольку эти сюжетные задачи не назовёшь стандартными, полезно выделять среди них опорные задачи, на их основе создавать некоторые ориентиры, помогающие решать другие задачи. Не стоит увлекаться подробными обоснованиями составления уравнения, достаточно, например, оформить таблицу по условию задачи. Это позволит на уроке и дома решать большее количество задач.