3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
К эффективным средствам обучения учащихся самостоятельным аналитическим и синтетическим рассуждениям можно отнести диалог учителя и учащихся аналитического (побуждающего) и синтетического (подводящего) характера, результатом которого будет отыскание способа доказательства теоремы или решения задачи, а также обучение анализу готовых доказательств, которое рассмотрено в следующих параграфах.
Схема диалога аналитического характера по поиску доказательства теоремы.
Пусть требуется доказать утверждение: А В.
Дано: А. Доказать: В.
Вопросы учителя | Предполагаемый ответ ученика |
Что нужно доказать? | Нужно доказать В. |
Что для этого нужно знать? | Нужно знать С. |
Знаем ли мы С? | Нет, не знаем. |
Что нужно знать, чтобы доказать С? (По каким данным можно найти С?). | Нужно знать Е и Д. |
Что уже известно? | Известно Д. |
Что нужно знать, чтобы доказать Е? (По каким данным можно найти Е? Как доказать Е?) |
|
Процесс беседы продолжается до тех пор, пока не получится в ответе, что мы знаем всё, чтобы доказать, например, Е. После этого начинается беседа синтетического характера.
Схема диалога синтетического характера по поиску доказательства теоремы.
Вопросы учителя | Предполагаемый ответ ученика |
Нам известно, что имеет место А. Какой вывод можно сделать на основании этих данных? | Можно сделать вывод, что имеет место Д. |
А что нужно доказать? | В. |
Нам известно Д. Какой вывод можно сделать на основании этих данных? | Можно сделать вывод, что имеет место Е. |
Какой вывод следует из условий Д и Е? | Можно сделать вывод, что имеет место F. |
Диалог заканчивается, когда получим вывод о том, что В истинно.
При проведении диалога по аналитической схеме основным будет вопрос: «Что для этого нужно знать?».
При проведении диалога по синтетической схеме основной вопрос: «Какой вывод можно сделать на основании известных условий?».
П ример 7. Рассмотрим беседу по поиску доказательства теоремы: Если боковые рёбра треугольной пирамиды равны, то основание её высоты совпадает с центром окружности, описанной около основания.
Пусть дана пирамида SАВС, где S – вершина пирамиды, точка О – основание её высоты. Докажем, что точка О – центр окружности, описанной около треугольника ABC.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
1) Что нужно доказать? | Точка О – центр описанной окружности около основания пирамиды. |
2) Что для этого нужно доказать? | Точка О равноудалена от вершин А, В, С, то есть отрезки ОА, ОВ, ОС, равны. |
3) Как доказать равенство отрезков? | Нужно найти равные треугольники, в которые входят эти отрезки. |
4) В какие треугольники входят рассматриваемые отрезки? | Во-первых, они входят в треугольники, лежащие в основании. Во-вторых, эти отрезки входят в треугольники SОА, SОВ, SОС. |
5) Какие треугольники целесообразно рассмотреть? | Нужно рассматривать треугольники SОА, SОВ, SОС, так как в них входят рёбра пирамиды. Про треугольники, лежащие в основании ничего не известно. |
6) Что нужно знать, чтобы доказать равенство треугольников? | Нужно знать 3 пары попарно равных элементов, среди которых есть хотя бы одна пара сторон. |
7) Какие пары равных элементов можно указать в данных треугольниках? | Эти треугольники – прямоугольные. SО – общий катет, а гипотенузы данных треугольников равны по условию. |
8) Какой вывод можно сделать по этим данным? | Треугольники SОА, SОВ, SОС равны по признаку равенства прямоугольных треугольников. |
9) Какой вывод можно сделать об отрезках ОА, ОВ, ОС? | Эти отрезки равны по определению равных треугольников, так как они лежат против равных углов. |
10) Какой вывод можно сделать из доказанного? | Точка О равноудалена от вершин треугольника АВС. |
11) Как называется такая точка? | Точка О называется центром окружности, описанной около основания. |
Диалог, приведённый в примере, до вопроса 8) носит аналитический характер, а начиная с этого вопроса – синтетический характер. В этом случае диалог называют аналитико-синтетическим.
Пример 8. Рассмотрим беседу по поиску доказательства той же самой теоремы, проведённую по синтетической схеме.
Вопросы учителя | Предполагаемые ответы учеников |
1) Проведите отрезки ОА,ОВ,ОС. SО – высота пирамиды. Какой вывод можно сделать относительно треугольников SОА,SОВ, SОС? | Они прямоугольные. Это следует из определения перпендикулярности прямой и плоскости. |
2) SА, SВ, SС – рёбра пирамиды. Что известно о них из условия теоремы? | Они равны. |
3) SО – общий катет. SА, SВ, SС – равные гипотенузы. Какой вывод можно сделать по этим данным? | Треугольники SОА, SОВ, SОС равны по признаку равенства прямоугольных треугольников. |
4) Какой вывод можно сделать об отрезках ОА, ОВ, ОС, исходя из этих данных? | Эти отрезки равны по определению равенства треугольников. |
5) Какой вывод можно сделать, исходя из этих данных? | Точка О равноудалена от всех вершин основания пирамиды. |
6) Как называется такая точка? | Она называется центром описанной окружности. |
7) Назовите радиус искомой окружности. | Например, отрезок ОА. |
Возвращаясь к примерам 7) и 8), можно заметить, что беседа синтетического характера короче, быстрее приводит к результату. Однако, если поиск доказательства теорем проводить только синтетическим способом, то для части учащихся останется неясным вопрос, почему именно эти фигуры нужно рассматривать, не ясны причинно следственные связи рассуждений. Синтетический способ рассуждений при поиске доказательства применяется тогда, когда в доказательстве используется незнакомый приём, когда ученики не смогут найти ответы на вопросы учителя аналитического характера. Диалог аналитического и аналитико-синтетического характера является частным случаем эвристической беседы.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,