3) Недедуктивные рассуждения.
Кроме дедуктивных рассуждений в обучении математике достаточно широко используются недедуктивные рассуждения. К ним относится, например, неполная индукция.
Неполная индукция – это метод рассуждений, в результате которого на основании того, что некоторые объекты данной совокупности обладают некоторым свойством, делается вывод, что все объекты имеют это свойство. Неполная индукция не является дедуктивным рассуждением, так как из истинных посылок можно получить ложный вывод.
Пример 3. Рассмотрим многочлен n2 + n + 41. Если n равно 1, 2, 3, 4, 5, 6, то многочлен принимает значения, которые являются простыми числами: 43, 47, 53, 71, 83. В результате такой проверки нередко делается вывод, что значения данного многочлена при любых натуральных значениях n являются простыми числами. Хотя посылки, из которых этот вывод следует, являются истинными, вывод является ложным: при n = 41 получится составное число.
Рассуждения, проведённые методом неполной индукции могут быть правильными, а могут быть и неверными.
Несмотря на то, что неполная индукция может привести к ложным выводам, этот метод рассуждений имеет большое значение в обучении математике.
Во-первых, неполную индукцию применяют вместо метода математической индукции, который является дедуктивным методом рассуждений, но учащиеся с ним не знакомы. Например, в курсе алгебры 9-го класса неполная индукция применяется при выводе формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессии.
Во-вторых, неполная индукция широко используется для иллюстрации истинности свойств алгебраических операций: коммутативности, ассоциативности сложения и умножения чисел; дистрибутивности умножения относительно сложения; свойства нуля и единицы и др.
В-третьих, чаще всего, выводы, которые получаются при проведении рассуждений методом неполной индукции, носят характер гипотезы, которую нужно либо доказать, либо опровергнуть. Доказательством считается лишь проведение дедуктивных рассуждений.
Таким образом, индукция и дедукция в обучении математике тесно связаны.
Наряду с рассуждениями методом неполной индукции в математике применяется метод полной индукции.
Полная индукция – это метод рассуждений, при котором на основании того, что каждый объект совокупности обладает некоторым свойством, делается вывод, что все объекты данной совокупности этим свойством обладают. Его ещё называют методом перебора всех возможных случаев.
Рассмотрим пример.
Пример 4. Отвечая на вопрос: «Сколько простых чисел в первом десятке?», ученик просматривает каждое число первого десятка и приходит к выводу, что таких чисел всего четыре.
Иногда при использовании этого метода рассматривается не каждый отдельный объект, а целые группы объектов.
Пример 5. При доказательстве теоремы об измерении угла, вписанного в окружность, рассматриваются 3 возможных случая: а) центр окружности лежит на стороне вписанного угла; б) центр окружности лежит между сторонами угла; в) центр лежит вне угла. Теорема доказывается для каждого случая отдельно, затем делается вывод относительно величины любого вписанного угла.
Если в рассуждении методом полной индукции рассмотрены все возможные случаи, и в каждом отдельном случае рассуждения носят дедуктивный характер, то полную индукцию можно отнести к полноценному методу доказательства истинности математических утверждений.
В обучении математике, кроме названных методов рассуждений, используются так называемые рассуждения по аналогии.
Пример 6. При решении задачи об отыскании множества точек, равноудалённых от граней двугранного угла, проводится аналогия со свойством биссектрисы плоского угла, что помогает учащимся сделать предположение о том, что искомым будет множество точек полуплоскости, делящей данный двугранный угол пополам.
При проведении рассуждения по аналогии осуществляется перенос знаний с изученного объекта на другой, менее изученный объект. Рассуждения по аналогии не являются дедуктивными, так как могут привести к ложному выводу. Выводы, полученные по аналогии или с помощью неполной индукции, должны проверяться дедуктивными методами. Эти способы рассуждений важны тем, что наводят учащихся на догадки, предположения, гипотезы, развивают их математическую интуицию, эвристические способности.
Анализ и синтез. Задача учителя в процессе формирования умения правильно рассуждать заключается в организации деятельности, способствующей развитию таких важных мыслительных процессов как анализ и синтез. Эффективным средством решения данной задачи является организация деятельности учеников, соответствующей названным мыслительным операциям. В качестве такой деятельности выступают рассуждения, которые проводятся при поиске и проведении доказательства теорем, в процессе поиска решения задач.
Термины анализ и синтез используются в различных областях знания и имеют порою различный смысл. В словаре С.И. Ожегова находим: Анализ: 1.Метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. 2. Всесторонний разбор, рассмотрение. Синтез: 1. Метод исследования какого-нибудь явления в единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом. В данном пособии термины «анализ» и «синтез» будут иметь следующие значения.
Анализ будем понимать как метод рассуждений, при котором изучаемый объект мысленно разбивается на составные элементы, каждый из которых затем исследуется отдельно.
Синтез – это метод рассуждений, при котором устанавливаются связи отдельных элементов объекта и он рассматривается как единое целое.
Анализ позволяет переходить от следствий к причинам, а синтез – от причин к следствиям.
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,