logo
Теоретическипе основы обучения математике

2) Трактовка категории «понятие» в психологии.

Категория «понятие» в науке является основной, неопределяемой. Её сущность раскрывается в процессе изучения её свойств, функций и т.д. Понятия являются предметом изучения в нескольких научных областях: психологии, теории познания, в кибернетике и др. Для учителя математики, который работает с детьми, наиболее актуальной является точка зрения учёных-психологов на сущность категории «понятие».

В современной психологии наиболее значимыми в плане изучения сущности понятия как психологической категории являются результаты изучения структуры понятийного мышления, полученные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым (1903-1979), М.А. Холодной (1949), которая ныне – один из ведущих сотрудников института психологии РАН, доктор психологических наук, профессор. Научное понятие в психологии понимается как сложная психическая структура, которая характеризуется различными способами кодирования информации, преобразования этой информации в виде обобщенного и опосредованного познания. Знание об объекте на понятийном уровне – это всегда знание некоторого множества разнокачественных черт объекта, изучение взаимосвязей между которыми приводит к возникновению у человека целостного, но в то же время дифференцированного знания об объекте, которое отвечает требованиям полноты и взаимосвязанности. К основным компонентам понятийного мышления, опираясь на исследования М.А. Холодной, можно отнести: а) чувственно-сенсорный; б) словесно- речевой; в) операционально-логический компоненты.