logo
Теоретическипе основы обучения математике

1) Планирование целей урока математики.

Значительные затруднения при разработке проектов уроков вызывает целеполагание, то есть планирование и формулирование целей урока, а также формулирование соответствующих частных задач. Рассмотрим вопрос о планировании целей урока подробнее.

Процесс определения целей обучения вообще и каждого урока называют целеполаганием. Общие цели обучения математике сформулированы в программе по математике. Там же указаны цели изучения отдельных тем. В соответствии с ними формулируются цели каждого урока или серии уроков, проводимых учителем. Многие учёные – методисты отмечают, что целеполагание вызывает серьёзные затруднения как у будущих, так и у практикующих учителей независимо от предмета, который они преподают. Анализ конспектов студентов-практикантов показал, что постановка образовательных целей урока страдает рядом недостатков. К ним относятся: а) неразличение темы и цели урока; б) несоответствие цели теме урока; в) несоответствие цели содержанию урока; г) «зауживание» цели урока; д) неразличение основной цели урока и частных задач. Главным же недостатком является формализм постановки целей, который выражается в том, что в конспекте урока, а затем и на уроке, процесс реализации поставленных целей никак не представлен.

При планировании целей необходимо помнить, что цель урока должна быть диагностируема.

Под диагностичностью цели (задачи) понимается:

Начинающий учитель, продумывая содержание урока, должен соотносить содержание каждого этапа урока и организацию деятельности учащихся с поставленными частными задачами и целью урока. При этом необходимо ответить на вопросы: «В полной ли мере выбранное содержание, формы, средства и методы обучения на данном этапе урока соответствуют поставленным задачам?»; «Как можно проверить достижение поставленных целей?».

Цели конкретного урока, также как и общие цели обучения математике, носят триединый характер. На современном этапе принято планировать образовательные (познавательные), развивающие и воспитательные цели урока. Каждая из целей конкретизируется в частных задачах.