logo
Теоретическипе основы обучения математике

Предисловие

Данное учебное пособие соответствует программе дисциплины «Теоретические основы обучения математике в школе». В пособии нашли отражение вопросы общей методики обучения математике, касающиеся изучения её содержания. Традиционные вопросы, связанные с проектированием современного урока в пособии специально не рассматриваются так же, как и вопросы о формах и методах обучения, способах организации деятельности учащихся на уроках математики.

Основная цель данного пособия – формирование правильных представлений о логической структуре основных единиц содержания школьной математики (математических действий, понятий, определений, теорем и их доказательств, задач и упражнений), закономерностях их изучения в школе и обучение основам проектирования реального учебного процесса с учётом этих закономерностей.

Изложение содержания пособия строится на основе системно-деятельностного подхода к обучению, в основе которого заложены теория деятельности А.Н. Леонтьева, учение об ООД П.Я. Гальперина и др. В современной теории познания категория «знание» трактуется как некий «сплав» информации и деятельности по её усвоению и применению. Чтобы информация о закономерностях обучения стала личным достоянием студента – его знанием, необходимо создать условия для применения информации в практической деятельности. Таким представлениям о категории «знание» в полной мере соответствует изложение материала в данном пособии. Содержание каждой главы пособия представлено как система теоретических знаний о структуре и сущности основных единиц содержания школьной математики и совокупности тех познавательных и методических действий, которые необходимы учителю на уровне методической грамотности.

За основу обучения студентов конструктивно-проектировочной деятельности принята система типового проектирования. Обучение типовому проектированию представляет собою длительный процесс, основными компонентами которого являются:

Студенту предлагается ориентировочная основа деятельности в форме типового проекта для организации изучения каждой из основных единиц содержания школьной математики, в котором учтены теоретические знания об её структуре и закономерностях усвоения.

Несмотря на то, что типовое проектирование соответствует уровню методической грамотности начинающего учителя, оно позволяет формировать на уровне универсализации необходимые познавательные и методические действия студентов.

Хотя в пособии рассматриваются традиционные вопросы методики обучения математике, ряд из них решается иначе, чем это обычно принято. К таким вопросам можно отнести изложение проблемы целеполагания, методологии и методики формирования математических понятий и др. При рассмотрении вопросов, которые не нашли однозначного решения в методике обучения математике, как науке, в пособии предлагается, как правило, только одна точка зрения, которая по мнению автора созвучна требованиям современной науки.

Пособие разбито на 5 глав, в первой из них рассмотрены некоторые общие вопросы обучения математике, остальные главы посвящены рассмотрению отдельных единиц содержания. В конце книги приводится список литературы, использованной в процессе работы над пособием. Кроме того, в конце приведён итоговый тест по материалу пособия, который можно использовать как на занятиях по методике обучения математике, так и студентами для самоконтроля.

Автор выражает благодарность редактору пособия М.А. Гончаровой и рецензентам Э.К. Брейтигам и Ю.Н. Мальцеву. Их ценные советы и замечания были учтены при написании книги.