logo
Теоретическипе основы обучения математике

2) Особенности решения сюжетных задач.

Сюжетная задача отличается от других тем, что её содержание излагается связным текстом довольно обширным по объёму. Потому при решении сюжетных задач большое значение имеет семантический анализ текста задачи, то есть выявление смысла каждого слова в тексте задачи. Семантика – раздел языкознания, изучающий смысл, значение слов, выражений естественного языка. В результате анализа выясняется, какими языковыми средствами выражены её структурные элементы (условие и требование), устанавливаются основные величины, о которых идёт речь в задаче, и их соотношения.

Результатом семантического анализа должны стать ответы на вопросы:

По итогам анализа содержания выполняется краткая запись. Она может быть выполнена в виде рисунка, схемы, таблицы.

Решение сюжетных задач выполняется преимущественно тремя способами: арифметическим, алгебраическим и комбинированным. Арифметический способ состоит в том, что последовательно устанавливая соотношения между величинами и находя по двум из них третью, ученик получает ответ на вопрос задачи. При решении задач данным способом используются только числовые выражения, без переменных. Алгебраический способ – это способ решения задачи, при котором одна из неизвестных величин обозначается буквой, другие величины выражаются через неизвестную, затем составляется математическая модель по тексту задачи (уравнение, или система уравнений, или неравенство), в результате решения которой находится неизвестная величина. Комбинированным называют способ решения задачи, при котором выполняются арифметические действия, а также составляется уравнение.

Запись решения может быть осуществлена следующими способами:

Ещё раз повторим, что никаких требований и правил по оформлению записи решения задачи нет. Тем не менее, следует помнить, что решение задачи состоит из цепочки рассуждений, правила записи которых обсуждались в соответствующем пункте.

Пример 1. Рассмотрим решение следующей задачи из учебника 5-го класса разными способами: «Серёжа стал на велосипеде догонять Наташу, когда между ними было 600 м, и догнал её через 4 мин. Найдите скорость, с которой шла Наташа, если её скорость в 4 раза меньше скорости Серёжи».

Это задача на сближение двух тел, движущихся в одном направлении. Встреча детей состоялась за счёт разности скоростей Серёжи и Наташи. Каждую минуту дистанция в 6оо м сокращалась на величину, равную разности скоростей. На этом основаны все способы решения, кроме алгебраического.

Способ 1 – арифметический. Задача решается, как задача «на части». Решение. Так как скорость Серёжи в 4 раза больше скорости Наташи, то, приняв скорость Наташи за 1 часть, получим, что скорость Сережи составляет 4 части. Тогда разность скоростей составит 4 – 1 = 3 (части). Расстояние в 600 м было преодолено за 4 мин. Отсюда 600:4=150 (м/мин) – разность скоростей Серёжи и Наташи. Получили, что 3 части составляют 150 м, тогда 150 : 3 = 50 (м/мин) составляет одна часть. Следовательно, скорость Наташи 50 м/мин.

Запись решения. Пусть 1 часть – скорость Наташи, тогда 4 части – скорость Серёжи.

1) 4 – 1 = 3 (части) составляет разность скоростей С. и Н.

2) 600 : 4 = 150 м / мин составляет разность скоростей С. и Н.

3) 150 : 3 = 50 м / мин составляет 1 часть.

Скорость Наташи 50 м / мин.

Ответ. 50 м / мин.

Способ 2 – комбинированный.

Запись решения.

1) Найдём разность скоростей Серёжи и Наташи.

600 : 4 = 150 м/ мин.

2) Пусть х м / мин – скорость Наташи, тогда скорость Сережи составит 4х м / мин.

Так как разность скоростей 150 м / мин или 4хх м / мин, то составим уравнение: 4х х = 150. 3х = 150. х = 50.

Скорость Наташи 50 м / мин.

Ответ. 50 м / мин.

Способ 3 – алгебраический. Задача решается как задача «на движение».

Запись решения. Составим таблицу по условию задачи.

S

v

t

Наташа

4х м

х м/мин

4 мин

Серёжа

16х м

4х м/мин

4 мин

Так как Сережа проехал на 600м больше, чем прошла Наташа, то составим уравнение: 16 х – 4 х = 600.

После решения уравнения ученики получат ответ.

Ответ. 50 м / мин.

В первом случае запись решения выполнена в виде «действие с пояснением». Во втором случае – пункт плана и его выполнение. А составление уравнения оформлено в виде рассказа. В третьем случае запись решения оформлена в виде таблицы.

Проверка решения сюжетной задачи осуществляется, прежде всего, соотнесением полученного результата с условием задачи. Если скорость пешехода получилась близкой к космической или получилось 3,5 землекопа, то задача решена не верно. Нередко при проверке используется решение задачи другим способом или составление обратной задачи.