1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
Импликативной теоремой называют теорему вида: (х ) (А(х) В(х)).
На естественном языке она читается чаще всего следующим образом: «Для любого элемента х из множества : если А(х), то В(х)». Так как в русском языке квантор общности опускается, то разъяснительная часть в формулировке теоремы на естественном языке отсутствует. Импликативная теорема, например, формулируется следующим образом: «Если две параллельные плоскости пересекаются третьей, то прямые их пересечения третьей плоскостью параллельны». Основной признак импликативных теорем – наличие союза «если ..., то...». Рассмотрим структуру импликативной теоремы
(х ) (А(х) В(х)).
(х) – разъяснительная часть теоремы. А(х) называется условием теоремы или посылкой. В(х) называется заключением или требованием теоремы.
Если импликативная теорема сформулирована на естественном языке, то предложение, которое записано между словами «если» и «то», есть условие теоремы, а предложение, которое в формулировке теоремы идёт после слова «то», является заключением теоремы. В теореме, рассмотренной выше, разъяснительная часть: «Для любых трёх плоскостей»; условие теоремы: «Две плоскости параллельны и каждая из них пересекается третьей плоскостью»; заключение теоремы: «Прямые пересечения плоскостей параллельны».
Для импликативной теоремы (х) (А(х)В(х)) можно сформулировать ещё три импликативных утверждения.
(х) (В(х)А(х)) – утверждение, обратное данной теореме.
(х) ( (х) (х)) – утверждение, противоположное данной теореме.
(х) ( (х) (х)) – утверждение, противоположное к обратному утверждению (другими словами – контрапозиционное утверждение к исходной теореме).
В математической логике доказано, что исходная теорема равносильна контрапозиционному утверждению, а обратное утверждение равносильно утверждению, противоположному данной теореме. Поэтому контрапозиционное утверждение к теореме всегда является истинным. Его можно назвать теоремой. Утверждение, обратное к теореме, не всегда является истинным.
Как известно, ложность утверждения с квантором общности можно доказать, отыскав контрпример, а истинность доказывается путём рассуждений, проведённых для произвольного элемента х из множества М.
Пример 1. Составим утверждения 1) - 3) для теоремы: «Если четырёхугольник – ромб, то его диагонали перпендикулярны».
Утверждение 1), обратное к данной теореме: «Если диагонали четырёхугольника перпендикулярны, то четырёхугольник – ромб». Данное утверждение ложно. Легко привести контрпример.
Утверждение 2), противоположное данной теореме: «Если четырёхугольник не является ромбом, то его диагонали не перпендикулярны». Это также ложное утверждение.
Утверждение 3), контрапозиционное данной теореме: «Если диагонали четырёхугольника не перпендикулярны, то четырёхугольник не является ромбом». Это утверждение истинно. Его можно назвать теоремой.
Пример 2. Рассмотрим утверждения 1) - 3) для теоремы: «Если две параллельные плоскости пересекаются третьей плоскостью, то прямые пересечения этих плоскостей параллельны».
Утверждение 1), обратное к данной теореме: «Если плоскость пересекает две данные плоскости по параллельным прямым, то данные плоскости параллельны».
Утверждение 2), противоположное к данной теореме: «Если две плоскости пересекаются, то любая другая плоскость пересекает их по непараллельным прямым». Это утверждение ложное. Контрпримером могут служить плоскости боковых граней треугольной призмы.
Утверждение 3), контрапозиционное данной теореме: «Если прямые пересечения двух плоскостей некоторой третьей плоскостью не параллельны, то данные плоскости пересекаются».
Несмотря на содержательную ясность данной теоремы, её структура достаточно сложна. Предикаты в условии и заключении теоремы содержат 5 переменных. Заключение теоремы можно записать и в общеутвердительной форме: «любая плоскость γ, пересекающая две параллельные плоскости, пересекает их по параллельным прямым».
Утверждение 3) истинно, так как оно равносильно данной теореме. Утверждение 1) является ложным. Приведём контрпример. Плоскость диагонального сечения параллелепипеда пересекает плоскости боковых граней по параллельным прямым, содержащим рёбра параллелепипеда. Но сами боковые грани имеют общее ребро, то есть плоскости боковых граней пересекаются. Ложным будет и утверждение 2), так как оно равносильно утверждению 1).
- Содержание
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе 7
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики 40
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе 56
- Глава 4. Теоремы и их доказательства 85
- Глава 5. Задачи 129
- Предисловие
- Глава 1. Некоторые общие вопросы обучения математике в школе
- 1.1. Цели обучения математике. Принципы обучения
- 1) Значение математического образования в жизни человека.
- 2) Цели обучения математике в школе.
- 3) Цели обучения как системообразующий фактор процесса обучения.
- 4) Принципы обучения.
- 1.2. Содержание школьного курса математики. Программа по математике
- 1.3. Язык школьной математики. Развитие речи учащихся
- 1) О структуре математического языка.
- 2) Развитие речи учащихся в процессе обучения математике.
- 1.4. Развитие познавательного интереса к математике
- 1) Развитие познавательного интереса к изучению математики.
- 2) Мотивация деятельности учащихся на уроке.
- 1.5. Анализ содержания пункта учебника и системы упражнений к нему
- 1) Анализ содержания обучения как основа конструктивно-проектировочной деятельности учителя.
- 2) План анализа некоторой темы школьного курса математики (пункта учебника).
- 1.6. Планирование целей урока математики
- 1) Планирование целей урока математики.
- 2) Образовательные цели урока математики.
- 3) Развивающие цели урока математики.
- 4) Воспитательные цели урока математики.
- 1.7. Проект и конспект урока математики. Анализ урока математики
- 1) Проект и конспект урока.
- 2) Схема анализа урока математики (его фрагмента).
- Глава 2. Теоретические основы формирования математической деятельности учащихся на уроке математики
- 2.1. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке, её структура
- 1) Учебно-познавательная деятельность, её структура.
- 2) Умения и навыки как результат овладения деятельностью. Теоретические основы формирования умений и навыков.
- 2.2. Типовой проект формирования математического действия
- 1) О типовом проекте формирования нового математического действия.
- Типовой проект формирования нового действия
- 2) Алгоритм как оод. Алгоритмическая деятельность.
- 2.3. Упражнения как средство формирования нового математического действия. Требования к проектированию системы упражнений
- 1) Упражнение. Система упражнений.
- 2) Система упражнений, направленная на формирование нового действия.
- 2.4. Анализ пункта учебника, в котором вводится новое действие, и системы упражнений к нему
- Глава 3. Математические понятия. Формирование математических понятий в школе
- 3.1. Сущность категории «понятие»
- 1) Роль и функции понятий в мышлении.
- 2) Трактовка категории «понятие» в психологии.
- 3) Процесс образования научных понятий.
- 3.2. Логическая структура математического понятия. Свойства и признаки понятия
- 1) О структуре математического понятия.
- 2) Логическая схема понятия.
- 3) Свойства и признаки понятия.
- 4) Необходимые и достаточные условия.
- 3.3. Основные этапы формирования понятия
- Характеристика этапов
- 3.4. Некоторые подходы к введению нового математического объекта
- 1) Конкретно-индуктивный подход.
- 2) Абстрактно-дедуктивный подход.
- 3) Исследовательский подход.
- 4) Пример применения каждого из подходов к введению одного и того же математического объекта.
- 5) Достоинства и недостатки каждого из подходов.
- 3.5. Теоретические основы изучения определения математического объекта (понятия)
- 1) О сущности определений.
- 2) Структура определений.
- 3) Определяющий признак, его структура.
- 4) Следствия из определения.
- 5) Отрицание определения.
- 6) Определения рабочие и нерабочие.
- 7) Эквивалентные определения.
- 3.6. Типовой проект введения нового математического объекта и изучения его определения
- 1) Анализ определения.
- Типовой проект введения нового объекта и изучения его определения
- 3.7. Уровни усвоения математического понятия
- 1) Усвоение понятия: что это такое?
- 2) Уровни усвоения математического понятия.
- Глава 4. Теоремы и их доказательства
- 4.1. Теоретические основы изучения теорем
- 1) Импликативные теоремы: виды, способы доказательства, краткая запись.
- 2) Основные способы доказательства истинности импликативных утверждений.
- 3) Теоремы общего вида.
- 4) Теоремы существования.
- 5) Теоремы единственности.
- 4.2. Дедуктивные рассуждения в обучении математике. Другие виды рассуждений
- 1) Рассуждения, структура рассуждений.
- 2) Дедуктивные рассуждения.
- 3) Недедуктивные рассуждения.
- 3) Анализ и синтез в процессе поиска доказательства теоремы.
- 4) Эвристическая беседа. Требования к системе вопросов учителя.
- 4.3. Доказательство, его структура. Анализ теоремы и её доказательства
- 1) Понятие «доказательство». Структура доказательства.
- 2) Требования к процессу доказательства математических утверждений.
- 3) План анализа теоремы.
- 4) План анализа доказательства теоремы.
- 4.4. Типовой проект изучения теорем и их доказательств
- 1) Типовой проект изучения теоремы и её доказательства.
- Типовой проект изучения теоремы и её доказательства
- 2) Подготовительный этап.
- 3) Работа над содержанием теоремы.
- Работа по изучению содержания теоремы в зависимости от её вида
- 3)Требования к построению чертежа по условию теоремы.
- 4.5. Характеристика этапов изучения доказательства теоремы
- 1) Поиск доказательства теоремы.
- 2) Доказательство теоремы.
- 3) Запись доказательства.
- 4) Применение теоремы.
- 5) Возможные обобщения теоремы, её включение в систему знаний.
- 4.6. Методические рекомендации по изучению теорем о свойствах и признаках понятий. Исследовательский подход к изучению свойств и признаков
- 1) Теорема о свойстве понятия.
- 2) Теорема о признаке понятия.
- 3) Исследовательский подход к изучению нового математического объекта, его свойств и признаков.
- 4.7. Различные формулировки одной и той же теоремы
- 1) Значение переформулировки теорем в процессе обучения математике.
- 2) Основные формулировки одной и той же теоремы.
- Глава 5. Задачи
- 5.1. Теоретические сведения о задачах
- 1) Понятие «задача». Структура задачи.
- 2) Классификации задач.
- 3) Процесс решения задачи.
- 4) Основные требования к решению задачи.
- 5) Условия, способствующие формированию умения решать задачи:
- 6) Роль и функции задач в обучении.
- 5.2. Задача как объект изучения. Типовой проект работы над задачей
- 1) Типовой проект работы над задачей.
- Типовой проект работы над задачей
- 3) Поиск решения задачи.
- 4) Запись решения задачи.
- 6) Анализ решения задачи. Обобщение результатов задачи.
- 5.3 Сюжетные задачи. Арифметический метод их решения
- 1) Что такое «сюжетная задача»?
- 2) Особенности решения сюжетных задач.
- 3) Характеристика арифметического способа решения сюжетных задач.
- 4) Задачи «на уравнивание».
- 5.4. Алгебраический метод решения сюжетных задач
- 1) Характеристика алгебраического метода решения сюжетных задач.
- 2) Некоторые рекомендации по решению задач алгебраическим методом.
- 3) Задачи «на движение».
- 4) Задачи «на работу».
- Итоговый тест
- Список литературы
- Владимирцева Светлана Александровна теоретические основы изучения содержания школьной математики
- 656049, Г. Барнаул, пр-т Социалистический, 85,