logo
Теоретическипе основы обучения математике

Типовой проект изучения теоремы и её доказательства

Цель: формирование понятия, усвоение его новых свойств и признаков.

1. Подготовительный этап.

а) актуализация знаний и умений, необходимых для усвоения теоремы и её доказательства;

б) мотивация изучения теоремы;

в) постановка цели или проблемы.

2. Раскрытие содержания теоремы, её формулировка.

3. Работа над структурой теоремы, краткая запись теоремы.

4. Поиск доказательства теоремы.

5. Доказательство теоремы.

6. Запись доказательства.

7. Формирование умения применять теорему.

8. Возможные обобщения теоремы, включение нового факта в содержание изучаемого понятия.

Основная цель изучения большинства теорем школьного курса – формирование понятия, поскольку результатом работы над теоремой является усвоение свойства или признака понятия (или отношения между понятиями) или же усвоение нового факта о связи изучаемого понятия с другими понятиями. Лишь немногие теоремы служат теоретическим обоснованием некоторых алгоритмов. Так можно считать, что теорема Фалеса обосновывает метод деления отрезка на равные части.

Частные задачи усвоения учащимися конкретной теоремы могут быть следующими: сообщение нового знания о математическом объекте; решение некоторой проблемы; формирование умения анализировать структуру теоремы и выбирать способ доказательства на её основе; приобщение учащихся к исследовательской работе (самостоятельное отыскание свойств и признаков изучаемого объекта); формирование потребности обоснования конкретных фактов путём дедуктивных рассуждений; введение нового способа рассуждений (например, при рассмотрении первых теорем, которые доказываются методом от противного); формирование логического мышления; развитие речи учащихся; обучение правильному использованию математической символики.

Одной из основных задач при изучении учащимися готовых доказательств остаётся обучение школьников приёмам поиска и проведения доказательств, которые они могут использовать в самостоятельной познавательной деятельности. В методической литературе результат решения этой задачи принято называть умением доказывать математические утверждения.