logo
УМК Теория обучения Еловикова

Тема 12. Концепции и технологии обучения (6 часов)

Теоретические вопросы и задания:

  1. Подходы к обучению: традиционный и личностно-ориентированный.

  2. Концепции развивающего обучения: Л.В.Занков, В.В.Давыдов, концеп­ция поэтапного формирования умственных действий, концеп­ция проблемного обучения, концепция З.И. Калмыковой.

  3. Характеристика образовательных технологий.

  4. Современные технологии обучения: поисково-исследовательская, ими­тационная (моделирующая), технология критериально-ориентиро­ванного обучения.

  5. Информационные технологии в обучении.

  6. Технологии дистанционного обучения.

  7. Альтернативные технологии обучения (Р. Штейнер, М. Монтессори).

  8. Локальные технологии: активизация познавательной деятельности уча­щихся, организация самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной работы с обсуждением на семинаре:

  1. Сравните между собой традиционное и личностно-развивающее обуче­ние, трациционный и личностно-ориентированный подход в обучении. Сформулируйте свое отношение к данным концепциям и подходам.

  2. Чем дистанционное обучение отличается от дистанционного образова­ния?

  3. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотива­цию удаленного от педагога ученика?

  4. Перечислите факторы, от которых зависит эффективность дистанцион­ного обучения.

  5. Существует мнение, что использование телекоммуникационных техно­логий подходит предметам естественно-математическим и тех­ническим, но не гуманитарным. Приведите по данному вопросу свои аргументированные суждения.

  6. Как организовать контроль обучения удаленных учеников, чтобы вы­явить и оценить их действительные результаты.

  7. В школе М. Монтессори преимущественно проводятся занятия с искусст­венно созданными пособиями. При этом ограничивается изуче­ние реальной жизни. Предложите подход, с помощью которого можно сбалансировать работу детей с искусственно созданными для них посо­биями и естественным окружением. Как преодолеть ограниченное изу­чение реальной жизни?

  8. Сравните занятие на тему «Соль» (возраст детей 8-9 лет), проводимое в двух различных дидактических системах: Монтессори и Дьюи. В обеих системах познание мира происходит посредством эксперимента, через практическую деятельность детей. Но, если в школе Монтессори основ­ная идея — это развитие чувств, то в школе Дьюи — развитие активно­сти, прагматического восприятия обучения. Дополните таблицу харак­теристиками элементов занятия на одну тему в разных системах обуче­ния: