logo
УМК Теория обучения Еловикова

2.3. Движущие силы и противоречия обучения

Обучение будет развиваться и продвигаться к своей цели, если присутствуют какие-либо движущие силы. Движущими силами обучения могут быть:

  1. личностная потребность в образовании;

  2. изменение социально-культурных процессов в обществе, изменение образовательной парадигмы, изменение целей образования;

  3. изменение ценностей общества;

  4. изменение системы взаимоотношений;

  5. изменение методологической культуры педагога.

В любом из вышеперечисленных случаев изменения во внешней социальной среде вызывают развитие обучения. Но главными движущими силами обучения являются противоречия. Чтобы обучение развивалось и изменялось, продвигалось вперед, противоречие должно быть содержательным и разрешимым. Содержательность противоречия означает, что оно имеет смысл для обучаемого. Разрешимость противоречия предполагает, что ученик осознает необходимость его разрешения, видит пути решения и, в идеальном варианте, способен решить его самостоятельно в обучении.

Главным сегодня считают следующее противоречие: между выдвигаемыми в ходе обучения познавательными и практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений, навыков учащихся, уровнем их умственного развития и отношений.

Кроме этого противоречия, ученые-педагоги выделяют еще несколько:

Четыре последних противоречия отражают зависимость обучения от внешних условий, поэтому их можно назвать внешними противоречиями.